This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 15
Сюжеты | Аналогии
Николай Попов

Действующая модель
Интернета

Включите телевизор, выключите звук. Поставьте какую-нибудь музыку (подойдет и музыкальная радиостанция). Скоро вы заметите, что звук и изображение отлично друг к другу подходят. Этот простой опыт многое проясняет в многочисленных попытках сравнить Интернет с чем-нибудь не таким молодым. Однако некоторые простые аналогии заслуживают более пристального рассмотрения. Николай ПОПОВ, np@online.nsk.su

Несмотря на постоянное и повсеместное упоминание, Интернет, как явление новое и непривычное, по-прежнему остро нуждается в понимании - причем как со стороны людей, с ним не знакомых, так и со стороны специалистов, постоянно с ним работающих. Существующие попытки интерпретировать Интернет как средство массовой информации связаны, с одной стороны, с желанием привести его к знаменателю более привычных понятий и, с другой стороны, продекларировать его эффективность для бизнеса и рекламы. В результате Интернет если и приравнивается в общественном сознании к СМИ, то к СМИ с набором особенных и все равно непонятных свойств.

В то же время Интернет больше всего похож на всем привычную библиотеку. И там и там мы видим гораздо больший по сравнению с газетами и телевидением выбор источников информации, в основном текстовых, причем выбор, требующий определенной активности (если, конечно, пользователь не планирует каждый вечер проводить по паре часов перед заглавной страничкой Microsoft или Netscape). Каталоги и поисковые системы, зоны отдыха ("курилки" в библиотеке и "чаты" в Интернете) - сравнений можно найти немало.

Неродные близнецы

Не претендуя на авторство аналогии Интернета и библиотеки, постараюсь сравнить их поподробнее. Основные алгоритмы пользования Интернетом и библиотекой удивительно похожи (см. таблицу).

Вот два любопытных документа иностранного происхождения. Если в приведенных ниже цитатах заменить слово "библиотека" на "Интернет", а "читатель" на "пользователь", то декларируемые в них цели и функции приятно совпадут с идеалами российского веба.

Так в "Законе о правах библиотек", принятом в 1948 г. членами Американской библиотечной ассоциации, утверждается, что "...библиотеки являются форумом, местом для сбора информации и идей;

"Задачи библиотек в Дании (по Л. Торсен "Датские народные библиотеки", 1977).

Какие общие задачи должна ставить перед собой публичная библиотека, исходя из своих функций?

Должна ли библиотека всем этим заниматься? Да. Библиотека - это миниатюрная модель жизни всей общины во всех ее проявлениях".

Правда, для большинства российских библиотек существенная часть этого перечня и сегодня остается экзотикой.

В бывшем СССР и в современной России, как и во всем мире, библиотеки содержались и содержатся преимущественно на государственные средства. Потребность в дополнительных финансах приводит к тому, что новые, нетрадиционные функции библиотек реализуются в наиболее крупных и деятельных из них.

Например, Российская государственная библиотека (www.rsl.ru) среди обширного списка дополнительных платных услуг предлагает "распространение рекламно-информационных материалов сторонних организаций, публикацию в изданиях РГБ, в т.ч. в виде рекламно-информационного листа вкладыша (чем вам не баннерная реклама? - Прим. автора); размещение на стендах и рекламных щитах на территории РГБ; рассылку по E-mail, сети INTERNET". Впрочем, за пределами библиотек их деловая активность не заметна, как не заметна и коммерческая деятельность российского Интернета.

Упомянув рекламу, полагается разобраться с аудиторией. Первая аналогия относится, как ни странно, к сбору статистики. Провайдеры интернет-услуг знают многое о своих клиентах, но общая картина использования Интернета проясняется только с помощью специальных опросов. Так и библиотеки имеют отлаженную систему сбора информации о своих читателях, их возрасте роде деятельности, образовании, интересах и тематике читаемой литературы. Постоянно учитывается количество читателей и книговыдач ("хостов" и "хитов"). Но из-за принадлежности библиотек к различным ведомствам и по другим причинам обобщенная информация поддается только косвенным оценкам.

Тем не менее, согласно статистике, библиотеками пользуется примерно 40 процентов населения, каждый читатель посещает библиотеку в среднем один раз в 50–100 дней. Соответственно, дневная аудитория библиотек составляет около 0,5–1 процента населения. В целом по России дневная аудитория библиотек больше, чем у Интернета, в крупных городах с развитым Интернетом величины получаются одного порядка, а в Москве и Санкт-Петербурге Интернет уже популярнее, чем библиотеки. (Примечание: здесь не были учтены читатели домашних и служебных библиотек, а в некоторых случаях стоит вспоминать и о них.) Существенную долю пользователей как Интернета, так и библиотек составляют учащиеся, незначительно количество людей с низким образованием и людей пенсионного возраста.

По поводу возрастного распределения читателей библиотек и пользователей Интернета приведу следующий график. Да простят меня читатели за смешение времени и пространства:

Интересно, что, имея много общего с библиотекой, Интернет зародился и развивался абсолютно самостоятельно, на совсем других технических и организационных принципах. Поэтому некоторые проблемы, уже решенные в библиотеках, ему приходится осваивать заново.

Библиотека Интернет
Регистрация, получение читательского билета Регистрация, получение логина и пароля
Вход в библиотеку, предъявление документов Соединение с провайдером, авторизация доступа
Поиск книги по каталогу Поиск документа с помощью каталога или поисковой системы
Заполнение требования на книгу Набор URL в командной строке броузера
Библиотечный работник ищет запрошенную книгу Происходит поиск документа в Интернете и загрузка документа в хранилище и приносит ее читателю в окно броузера
На основании, например, списка литературы заказывается следующая книга По гиперссылке заказывается и загружается следующий документ

Секреты мастерства

Библиотеки существовали еще в далекой древности в Египте, Греции, Риме и получили развитие с XV века, после изобретения книгопечатания. Современное библиотечное дело - это целая индустрия со своими типографиями, транспортом, системой учебных заведений, научными разработками. А насущная для вооруженного современной техникой Интернета проблема поиска нужных документов до недавнего времени вполне успешно решалась в библиотеках практически вручную. Поэтому библиотеки достойны удивления не меньше, чем египетские пирамиды.

Если, например, "Апорт" (www.aport.ru) ведет поиск примерно в двух миллионах документов, то крупные библиотеки работают с количествами книг на порядок больше. Самая большая в России Российская государственная библиотека имеет свыше 41 миллиона единиц хранения, а библиотека конгресса США (www.loc.gov) в 1992 году перешагнула рубеж в 100 миллионов единиц хранения.

Основной задачей библиотеки является наиболее полное и эффективное отражение своих фондов в каталоге. Прежде чем попасть в хранилище, каждая книга снабжается библиографическим описанием, в котором отражены название, автор, издательство, год издания, количество страниц и так далее и среди этого, отрасль знаний, к которой относится данная книга. Поэтому в картотеке по библиотечному делу вы не найдете "Труп в библиотеке" Агаты Кристи или "Робинзона Крузо" из "Библиотеки Приключений" (приятный контраст с интернетовскими поисковыми системами).

Реализация библиотечных каталогов на основе компьютерных технологий не является сверхзадачей по современным меркам. К сожалению, оснащенность российских книгохранилищ компьютерами и сегодня оставляет желать лучшего. К тому же библиотекари робеют перед программистами, и в результате даже реализованные в электронном виде библиотечные каталоги демонстрируют скорее возможности SQL, нежели многолетний библиографический опыт.

Конечно, и для Интернета можно создать поисковую систему, регистрирующую документы с параметрами библиографического описания примерно таким образом: автор, желающий поместить в эту систему информацию о своих документах, предъявляет библиографическому роботу тексты для предварительного анализа. После этого система предлагает автору на выбор несколько вариантов библиографического описания проанализированного материала. Выбрав и отредактировав один или несколько наиболее подходящих вариантов, автор документа завершает регистрацию материала в поисковой системе. Подозреваю, что подобная идея рано или поздно будет реализована, особенно если библиотеки начнут "принимать на хранение" документы в электронном виде.

Для привлечения читателей библиотеки организуют тематические выставки, выставки новых поступлений, выпускают книжные обозрения и библиографические справочники. Многие похожие жанры присутствуют и в Интернете. Дело в деталях.

Например, реклама в библиотеке не агрессивна, она не разрывает основной информационный поток и привлекает внимание в основном во время пауз, связанных с отдыхом или ожиданием очередной книги. Аналогичные паузы постоянно возникают и в Интернете, в процессе загрузки документов, но никак не используются.

В общем, более пристальное изучение опыта и свежий взгляд на деятельность библиотек могут породить новые идеи применительно к Интернету.

Зачем нужна "библиотечная модель" Интернета?

Ищите разницу!

Было бы странно ожидать, что Интернет может быть полностью описан "библиотечной моделью". Наоборот, в сравнении с библиотекой становятся лучше видны те свойства Интернета, которые в эту модель не укладываются. На сегодня можно упомянуть скорость, интерактивность, индивидуальный подход и возможность создания индивидуальных документов для конкретного пользователя, причем ассортимент возможностей Интернета все время расширяется.

К сожалению, российский Интернет все еще слишком виртуален и слаб в плане реальной коммерции, и, покидая его, пользователь попадает в куда более агрессивный и реальный мир наружной, телевизионной и магазинной рекламы. Тем не менее уже сегодня можно вполне реально говорить если не о совершении сделок, то хотя бы о выяснении потребностей клиента и активном формировании его предпочтений с помощью Интернета. Даже небольшая аудитория может представлять интерес при условии эффективной с ней работы.

Каждой области бизнеса присущи свои приемы захвата и удержания клиента, случайно проявившего свой интерес, более действенные, нежели показ рекламного буклета. Реализация этих приемов с помощью современных информационных технологий и может стать отправной точкой в решении проблем эффективности интернет-проектов, недостижимых с помощью традиционных, "библиотечных" свойств.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site