This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 15
Сюжеты | Аналогии
Саша Шерман

Желтый мальчик
в желтой реке

Сеть особенно быстро и благосклонно разносит анекдоты и слухи. Новостное агентство "Бабушка сказала" неожиданно материализовалось и, преодолевая скепсис привыкших к ТАСС или Reuters, набирает вес. Саша ШЕРМАН, sherman@sharat.co.il

Руки долой - нас больше нет.
Реки ушли в недоступны края.
Рыбы не верят - по суше пешком
Бешено движутся взад и назад.

А кто-то шагами вдаль,
А кто-то руками вдоль,
Но я еще соберу
И приклею разбитые части тела.
Желтая пресса! (Егор Летов)

"War Has Been Declared:
The Fearless Yellow Journals
Open Up Operations on the Enemy"
(Minneapolis Journal, 25 February 1898)

Желтая пресса - это такая нехорошая, крикливая, лживая пресса. Ни грамма правды на полкило крашеной бумаги. Газеты для общественного транспорта, для слишком общественного туалета. Издержки свободы слова для тех, кому свобода не нужна в принципе. Вы любите новости? Но они должны быть только плохими - иначе новости не впечатляют.

Почему она желтая? Желтый - цвет лжи. Злая колдунья Арахна напускала на Волшебную страну желтый туман (а не такого ли цвета слезоточивый газ?). Туманом стелится у ног оккультный Желтый. Желтый - цвет предательства, измены, зависти. Из всех цветов именно этот, живущий на границе между теплой и холодной гаммой, представляется наименее благородным - несмотря на золото.

"Желтая" - определение стиля и метода. Понятие "желтая пресса" родилось в конце XIX века в городе Желтого Дьявола - Нью-Йорке. Различные источники расходятся во мнениях по поводу истории его происхождения. Или желтизна индуцирована цветом бумаги, на которой печатались дешевые газеты, или название навеяно цветом обложек буклетиков сенсационных историй, продававшихся еще в середине XIX века. По самой популярной из версий, прилагательное это приклеилось к газетам "для народа" с легкой руки карикатуриста Ричарда Фелтона Ауткольта, который в 1896 нарисовал персонажа по имени Yellow Kid - "Желтый Малыш". Это был герой комиксов-карикатур - маленький хулиганистый грязнуля в длинном желтом балахочнике. Он был лыс, лопоух и беззуб - малолетний ехидный старикашка. Он издевательски щерился. Прадедушка Симпсона и Бивиса с Баттхедом. Наверное, он был одним из первых рисованных героев поп-культуры.

Интересно, что сам Малыш своей желтизной обязан китайско-японской войне 1895 года, впервые озадачившей Запад проблемой японского милитаризма и вызвавшей волну ура-патриотической истерии (yellow peril), которую он и пародировал - желтые малыши имели недвусмысленно азиатские черты.

Желтый Малыш подарил цвет своей рубашки журналистике в период конкурентной борьбы за рынок между журналами New York World и New York Journal. Оба издания имели "сенсационную", "массовую" направленность: уголовная хроника, слухи, кошмары и скандалы. Потопление испанцами военного корабля Maine в Гаванском порту в феврале 1898 года стало золотоносной жилой - броские заголовки, ужасающие новости, прогнозы надвигающейся войны и призывы к немедленным и решительным акциям против Испании. Через 9 недель президент Мак Кинли действительно объявил о начале войны с Испанией.

Через день после гибели американского корабля New York Journal опубликовал иллюстрацию, изображающую Нью-Иорк спустя десять часов после начала испанской бомбардировки с моря. Иллюстрация сопровождалась обещаниями информировать дорогих читателей о событиях даже в это нелегкое время. Здание New York Journal, помещенное в центре композиции, возвышалось над поверженным в прах зданием конкурентов - New York World.

Ссылки:
carlisle-www.army.mil/ usassi/ ssipubs/ pubs94/ media/ mediap1.htm - The impact of the media on national security policy decision making.
Из книги "Влияние СМИ на решения в области национальной безопасности"
(Глава о решении Америки начать войну с Испанией 1898 г.)
www.worldlymind. org/ creelover.htm - "Век назад: Желтые корни правозащитного журнализма"
www.yellowkid. com/ Cartoon/ YJ/ - Желтый журнализм
www.neponset.com/ yellowkid/ - Сайт Желтого Малыша (Общество Ауткольта)
www.drudgereport.com - Drudge Report
www.mn.ru/ 1998/46/ 201.html - МН: "Театр желтых теней"
www.farpost.com/ odin/ - "Газета Номер Один" из Владивостока
www.nagual.pp.ru/ ~verbit/ EOWN/ - "Новости Конца Света" - EOWN
www.parascope.com - ParaScope
www.newpower.com - The Millenium Frontier
"Серьезная" пресса во главе с New York Times немедленно обвинила крикунов в шулерстве: ГАВАНА РАЗРУШЕНА - сообщали аршинные заголовки "желтых", но лишь после покупки между двумя словами обнаруживалось набранное меленьким шрифтом "может быть".

Благодаря "благородным" противникам такой подачи, изображавшим World и Journal такими же смешно-отвратительно-воинственными, как и их любимый персонаж, Желтый Малыш приобрел всенародную известность. Иногда он появлялся в карикатурах с надписью "желтая журналистика" или "желтые газеты" на одежде. Хотя "военные" новости, публикуемые в "желтых" газетах, и не сопровождались карикатурными ужимками Желтого Малыша, к тому времени он уже настолько прочно ассоциировался в читательском сознании с этими двумя изданиями, что пояснений не требовалось.

Кампания против "желтых" имела и побочный социальный эффект: "желтые" издания были изгнаны из престижных мест - библиотек, клубов, ресторанов, - что повлияло на направленность и стиль публикуемой в них рекламы и объявлений, а значит и на маркетинговую политику в целом - газеты зарывались еще глубже "в массы", увеличивая тиражи и подкупая аудиторию своей народностью, колоритом большого базара.

Социальная ориентация требовала соответствующего имиджа народного героя. Помимо сообщений о скандалах и катастрофах, тот же World писал о коррупции в верхах, о притеснениях со стороны властей, о недостатках судебной и здравоохранительной систем. Отважный журналист-репортер был центральной фигурой: он инкогнито проводил журналистское расследование в банде, сидел под пулями на войне, прикинувшись ненормальным, попадал в буйное отделение сумасшедшего дома - все во имя ИНТЕРЕСНОЙ НОВОСТИ. Упор на драму, эмоциональность, выразительность... Такие истории можно было выдумать и сидя в кабинете, но все же часть из них - вполне реальны; поди пойми только, какие и насколько.

Массовость "желтых" придала им политический вес в обход сектора влияния "респектабельных" изданий: газету, полную сногсшибательных историй, читает электорат - только попадись на язык такой газете. Выяснилось, что генератор сказок для взрослых может сгенерировать настоящую войну.

Желтая пресса отвечает запросам читателя. "Вы хочете песен - их есть у меня". Песни она берет в основном из той же среды, в которой предполагается продавать информационный товар. Так оформлялся городской фольклор, частью которого стал и Желтый Малыш - сын его создателя рассказывал, что иногда поздно ночью папа приводит Малыша домой. Желтая пресса - пресса для народа, орудие и воплощение демократии. Ей, как шуту на королевском пиру, позволено все (или почти все), и это право она взяла себе сама - надев в уплату колпак соответствующего цвета.

Канареечные штаны Незнайки - символ альтернативности. Сказано: "Вы можете сменить канал, но вы не можете изменить новости"? Что ж, "желтые" умеют менять новости. Для тебя, читатель! Незнайка даст тебе то, чего ты хочешь. Врет? Да. Но по крайней мере почти честно почти признается. Он осуществляет положительную обратную связь в информационной системе общества.

Желтая пресса - чудное зеркало "общественного бессознательного", но есть зеркало лучше - Сеть. Как бы ни была близка к народу желтая пресса, с открытостью электронного Базара ей не тягаться. Сеть побеждает аморфностью: тут уж герой-репортер за словом под пули не лезет, тут сама среда вещает. Для себя, читатель, ты выберешь новости сам, а в крайнем случае сам напишешь. Информационный поток не генерируется, он структурируется. Тематически. Это не "желтая" работа, а как бы чистая...

"The world is a sick place, and Mario is its webmaster" ("Наш мир - больное место, и Марио - его вебмастер"), - писала солидная "Нью-Йорк Таймс" о солидном хорватском журналисте (и бывшем военном репортере) Марио Профаче (Mario Profaca). Его сайт "Станция Марио" (hrvati.cronet.com/mprofaca/) - о войне. Война на любой вкус и цвет. Палестинцы-израильтяне, турки-курды, русская мафия. Золото наци. Шпионы ЦРУ. Объяснения, как не стать шпионом ЦРУ. "Сияющий путь" и "Тупак Амару". В центре, конечно, - Косово и кровавый злодей Милошевич. Анимированный гиф изображает окровавленную изможденную руку, цепляющуюся за решетку. Страница в пулевых пробоинах - на каждую можно "кликнуть мышкой". По страницам Марио прыгает не Желтый Малыш, но красные-красные чертенята. Авторского текста почти нет (на югославские темы - есть, там от Марио нельзя ждать беспристрастности). В основном ссылки, причем на те же источники мэйнстрима - CNN, BBC, ABC... Просто другая подача: не хочешь читать про курдов в Би-Би-Си - можно про них же читать у самих курдов, Марио даcт и материалы, и ссылки. Он же не гарантирует истинность, просто предлагает почитать. Полезная желтая станция.

Безальтернативность "солидных" (и монополизированных) информационных источников типа "Би-БиСи"-"Си-Эн-Эн" воспитывает стойкую уверенность в том, что "они дурят". А кто нет? Но есть Интернет, который по духу своему альтернативная, демократическая медиа: не хочешь - не кушай. Ниша недоверия и усталости, образованная продуктами "СМИ в галстуках", заполняется "альтернативщиками", у которых, по сути, нет ничего собственного, но есть возможность конденсировать чужое, порождая собственный информационный мир для тех, кому неймется.

Одна из "альтернативных" американских электронных газет называется очень правильно - "Дезинформация", Disinformation (www.disinfo.com). Тоже ничего собственного, кроме дизайна. Конспирология, революционеры, наркотики и пропаганда, Ла Вей и Хаким Бей - полной ложкой. Они ничего не пишут, кроме броских аннотаций: остальное - ссылки. Шоппинг тоже рядом, очень удобно. Еще обещают дешевый интернет-провайдинг. Будущее информации - за дезинформацией, и ничего в том плохого нет. Мало-помалу "желтые" растворят в своей контраверсивности все остальное. Тотальное недоверие лучше тотального доверия, потому что "только параноики выживают" (как придумал или процитировал кого-то шеф Intel Энди Гроув). К сожалению, Paranoia.Com сейчас закрыт, но вряд ли эта вывеска надолго останется ничьей.

Разумеется, все это мелочи по сравнению с Drudge Report - одним из немногих проектов, блюдущих доброе лицо желтой прессы и успешно использующих Интернет как инструмент массового скандала (см. статью Андрея Левкина, inter.net.ru/12/28.html). Недавно это свойство Интернета было замечено и воплощено в России - за полгода в русской Сети появилось несколько анонимных публикаций, напечатать которые не решилась бы никакая желтая газета хотя бы потому, что у редакции всегда есть адрес, а у интернет-публикатора может и не быть.

На развитие русского Интернета пока еще большое влияние оказывает мифологема "Интернет - медиа для тех, кто принимает решения", вроде бы подтверждаемая результатами социологических исследований (см. "Комкон") и лелеемая в преддверии выборов. То есть что-то диаметрально противоположное идеологии "желтой прессы", которая как раз для "маленьких", "для всех". В связи с этим позвольте цитату из "Московских Новостей" (22 - 29 ноября 1998). Статья г-жи Карсановой "Театр желтых теней" анализировала развитие русских "желтых":

"Российская бульварная пресса - это "газеты для тех, кто не принимает решений". В большом, серьезном мире "определяют пути развития", в маленьком - мучаются и страдают...

...На рубеже девяностых годов первые российские бульварные газеты создавались как альтернатива прессе политизированной...

...Кажется, российские политики начали понимать мощь бульварной прессы. Довольно она гуляла на воле, пора ей, шалаве размалеванной, и делом заняться".

Совершенно то же самое происходит сейчас и с русским Интернетом. Известный теоретик и практик Сети русской Леонид Делицын в частной беседе сказал, что Интернет сегодня можно "позиционировать" как "Свободу" или "Голос Америки" 20 лет назад - на него стало принято ссылаться словами "в Интернете пишут". Потенциал Сети как инструмента распространения слухов еще далеко не исчерпан: "альтернативный" и "независимый" имидж Интернета как СМИ создает благоприятную почву для дальнейших маневров, рассчитаных на "принимающую решения" публику. Дело ведь не в информации, а в формировании Мнения.

Но все это, увы, скучно и незанимательно. Желтую прессу любят не за это, а за крайнюю животную художественность, которая уже давно стала объектом пародии и накатанным изобразительным приемом, успешно применяемым как самой желтой прессой, так и теми немногими, кто нес нам "Совсем Последние Новости" над морем гниющих электронов (EOWN). Варианты попроще также неплохи - например, владивостокская газета "Номер Один" (одобрено и рекомендовано Ассоциацией защиты мозга общероссийской, бумажная газета стоит два-три рубля, электронную читаем бесплатно):

"Таблоиды не дают спокойно спать: оказывается, Клинтон не просто президент, а наркоман-насильник; а Хиллари Клинтон не только отказывается спать с ним, но даже находиться в одной комнате.

Наглые журналюги раскрыли страшную тайну покойного Джани Версаче.

Камерон Диаз совсем освинела.

Видеообзор: фильмы "Про уродов и людей", "Странные игры", "Фейерверк". На этот раз фильмы-лауреаты Каннского фестиваля, и очень философский обзор".

На самом деле наглый журналюга уже не столь важен в Сети - на первое место выходит медиа собственной не-персоной. Для тиража-трафика практически неважно, что и кем говорится, важно - как и сколько. Важно создать среду - подходящий базар. Конспектируя телевизионные новости, можно собрать колоссальную аудиторию - люди будут волноваться и спорить вслух, наращивая контент и создавая среду из потоков собственного сознания. Русская Сеть не родила своего Желтого Малыша (а жаль, между прочим, при разгуле виртуальных личностей это должно было произойти... я все еще надеюсь).

Не существует бритвы, позволяющей отделить желтое от всего остального. Маленькими буковками SIZE -6 над каждой строкой следует читать "может быть". Сознание совершенной дезинформированности отменяет фактические споры, оставляя голую позицию, согласно которой формируется сугубо индивидуальная информационная среда MY NEWS, согласно которой формируется голая позиция... Сеть великолепно конденсирует густой желтый туман, из которого каждый волен вылепить себе все что угодно и раскрасить в соответствии со своими эстетическими воззрениями или цветом ауры на текущий момент.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site