This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 14
Лица|Головоломщик
Александр Гагин

Наш человек на zone

Легендарный Алексей Пажитнов создал группу интерактивных головоломок, в которые можно играть по Интернету. Как он относится к своему новому детищу и планирует ли другие проекты, грозящие заигравшемуся человечеству нервным и физическим истощением? Классик компьютерных развлечений отвечает на вопросы журнала.

Невозможно представить себе человека, который ничего не слышал о "Тетрисе". На свете не так уж много знаменитых программистов -- как, впрочем, и знаменитых программ, а точнее -- программных идей, которые будут работать на протяжении десятилетий, в какой бы оболочке они ни преподносились. Алексей Пажитнов, создатель одной из старейших и увлекательнейших игр в истории индустрии, занимается головоломками всю жизнь и создал, помимо "Тетриса", массу увлекательных игр.

Широко известно, что гениальные идеи не принесли Пажитнову того богатства, на которое он был вправе рассчитывать -- по самым приблизительным подсчетам, общий тираж головоломки, включая версии для разных платформ и нелегальные копии, составил не менее 200 миллионов экземпляров. Когда Пажитнов согласился работать в Microsoft, это выглядело как естественная реакция человека, который наконец-то может препоручить заботу о деловой стороне вопроса людям более практичным, чем он сам, оставив за собой только творчество.

Наиболее крупным новым проектом Пажитнова, реализованным при помощи игровой команды Microsoft, стал Mind Aerobics -- раздел общедоступного игрового сервера MSN Gaming Zone (www.zone.com). Пажитнов считает, что поскольку головоломки радикально отличаются от других компьютерных игр, способы их распространения также должны отличаться от традиционных, и Сеть видится ему намного более перспективной средой распространения, чем обычные магазины игр. Mind Aerobics включает в себя девять ежедневно обновляющихся головоломок. Для того, чтобы играть онлайн, необходимо зарегистрироваться на сервере и установить специальный игровой plug-in (MSN Gaming Zone работает только с броузером Microsoft Internet Explorer версии 3.02 или выше). Игры, которые предлагаются в Gaming Zone, ничем не напонимают "Тетрис": это традиционные статичные головоломки. Пажитнову интересно работать над любыми интеллектуальными развлечениями -- будь то головоломки, настольные или динамические игры. Над проектом трудятся несколько программистов, художников, тестеров и дизайнеров -- последние, собственно, и придумывают каждый день новые задачи по заданному Пажитновым образцу.

Режимов игры в Mind Aerobics два: можно соревноваться с другими игроками в течение ограниченного времени либо играть в собственное удовольствие, разгадывая вчерашние загадки. Сумма набранных очков зависит от количества решенных головоломок, от времени, потраченного на каждую из них, и от того, насколько часто вы пользовались подсказками.

Как относится к своему новому детищу сам Пажитнов и планирует ли он новые проекты, грозящие нервным и физическим истощением заигравшемуся человечеству? Классик компьютерных развлечений отвечает на вопросы журнала.

-- В одном из интервью Вы говорили, что собираетесь сделать в своем разделе Zone шоу с частично телевизионной моделью. Насколько это удалось? Насколько там высока посещаемость и насколько выполнены планы? Есть ли чемпионы?

-- Тот формат, в котором функционирует Mind Aerobics, сочетает в себе свойства разных media: ограниченность по времени и невозможность повторения сеанса -- от ТВ-шоу; регулярность, периодичность, обновление содержания -- от журналов или газет; доступ в любой момент, возможность паузы, активное участие игрока -- от компьютера. Насколько я знаю, никто раньше такого сделать не пробовал -- поэтому мы учимся только на своих ошибках... В общем, я считаю, что задумка удалась. Посещаемость достаточно высока -- Гораздо выше, чем мы рассчитывали. Мы приобрели бесценный опыт в совершенно неисследованной области.

-- До запуска Вашего проекта на Gaming Zone Вы выпустили сборник Puzzle Collection. Была ли часть игр из сборника перенесена в Zone -- и если нет, то почему? Какие из семи игр в Collection Ваши?

-- Все игры в Mind Aerobics были разработаны специально -- это была большая работа. Требования к играм были очень строгие и специфичные: они должны были быть в достаточной мере оригинальными, но в то же время простыми, понятными и знакомыми любителям. Также игры должны были допускать массу конкретных задачек. Что, собственно, и было разработано. Весь дизайн, кроме word titles -- мой.

В Puzzle Сollection действительно вошли игры разных людей и разных лет. Главное достоинство пакета -- его разнообразие: я еще не встретил двух людей, кому бы нравились и не нравились одни и те же игры... Мои игры в РС -- Fringer, Color Collision, Charmer и Muddled Casino (прим. ред. -- в trial-версии предлагаются три других).

-- Сколько времени Вы еще будете заниматься Mind Aerobics, и что будет дальше?

-- Пока мы не планируем новых игр для МА, а сколько продержится сайт в нынешнем составе -- я не знаю...

-- Не занимались ли Вы применением игр для обучения?

-- Я пробовал работать над обучающими играми, но это меня не очень увлекает. Предпочитаю развлечения (может быть, это и есть самое эффективное обучение).

-- Насколько американцам знакомо Ваше имя? А "Тетрис"? Вы столь же знамениты, как в России? Были ли интервью и статьи в англоязычной прессе?

-- Да, многие здесь играли в "Тетрис" и помнят игру (и меня вместе с ней). В свое время было много интервью и статей, сейчас меньше.

-- Вы придумали "Тетрис", когда появилась возможность реализовать его на компьютере, или была докомпьютерная версия? Возможно, был физический или настольный прообраз, использовавший тот же принцип?

-- "Тетрис" -- чисто компьютерная игра, так она и была придумана. Физический прообраз ее -- головоломка "Пентамино", продававшаяся в свое время во всех игрушечных магазинах.

-- Есть ли у Вас персональный сайт или страница?

-- Нет.

-- Посещаете ли Вы русскоязычный веб? Какие именно сайты?

-- Редко, просматриваю новости и анекдоты.

-- Знакомы ли Вы с Рубиком? Какие еще есть сегодня гении логических игр?

-- Нет, с Рубиком мне пока не посчастливилось встретиться.

-- Как появилось название "Тетрис"?

-- "Тетра" -- это "четыре" по-гречески. Фигурки, используемые в игре, называются тетрамино.

-- Играете ли Вы в компьютерные игры -- и в какие, если да? Если играете в "Тетрис", то какой версии? Играете ли онлайн?

-- Онлайн -- почти не играю, а в нормальные игры, конечно, играю -- когда выдается спокойный период в работе. В последний год чаще всего времени хватает только посмотреть и оценить игры, которые мне присылают.

-- Есть ли у Вас физические головоломки?

-- Да, я собрал небольшую коллекцию в офисе -- все коллеги приходят и берут поиграть.

-- Есть версия "Тетриса", которая считается первой: www.postman.ru/~sergey_m/rulezgames.htm Она действительно первая? Были ли более поздние версии?

-- Я не знаю, откуда она взялась -- это одна из недоотлаженных рабочих версий, мы ее не распространяли. Кажется, наиболее зрелая -- это версия, изданная в составе Tetris-Gold компанией Spectrum Holobyte в 1993 или 1994 году.

-- Какая из чужих модификаций и ветвей развития "Тетриса" Вам больше нравится?

-- Чем дальше от исходного "Тетриса", тем мне больше нравится -- не знаю, почему.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site