This page is an archived copy on Gagin.ru personal site

InterNet magazine, number 14
Сюжеты|Открытие
Антон Носик

Gazeta.ru: зачем это нужно

Недавно открывшийся сервер Gazeta.Ru обещает стать одним из самых заметных проектов нынешней весны в русском Интернете. Но обещаниям такого рода наша Сеть верит не больше, чем Москва -- слезам. Вопреки ожиданиям своих создателей, новая газета может лишний раз опровергнуть известное представление о том, что публика в Интернете соблазняется громкими именами (которых в редакции собрано предостаточно). Попусту гадать мы не станем, подождем статистики. Зачем он ввязался в этот проект и чем интернет-газета отличается от других жанров СМИ -- бумажных и сетевых -- объясняет главный редактор Газеты.Ру Антон НОСИК, anton@inter.net.ru

Упертые светочи кибер-футурологии -- худшей из всех известных мне разновидностей современного шарлатанства, за вычетом разве что ГКО и "Гербалайфа" -- твердят, что Интернет в близком обозримом будущем убьет газеты. "Сеть вытеснит бумажные газеты на свалку истории -- и как жанр информационного носителя, и как отрасль экономики", -- предрекают нам пророки дигитальной эры. "Никогда, -- пылко возражают им троглодиты печатного станка, -- никогда мерцание компьютерных дисплеев не заменит шелеста серых страниц, масляной примеси свежей типографской краски в ароматах утреннего кофе, многоколоночной верстки, череды разносчиков в переходах метро, осенних подписных кампаний, пьяных братаний заполночь при выходе из бильярдного зала Домжура... Технические новшества приходят и уходят, но бумажная газета пребудет вовеки".

Споров такого рода я за последние пять лет наслушался великое множество, и никогда не возникало у меня соблазна в них вступить. Люди, берущиеся предрекать будущее вместо того, чтобы просто взять да и дожить до него своим чередом, редко способны к трезвому и адекватному анализу настоящего. Умей они оглядеться вокруг себя, вняв совету известной пословицы, не пришлось бы им переселять свои представления о правильном порядке вещей в прекрасное далеко по хронологической шкале. Нет никакого такого будущего, где все будет иначе, чем сегодня. Есть настоящее, в котором все, собственно говоря, и происходит. Ежели в нем -- hic et nunc -- произвести такую интернет-газету, чтобы всем вокруг захотелось бы и читать ее, и выписывать, и в обществе ее цитировать, и мнением ее интересоваться по разным насущным вопросам повседневности, и в закладки ее вносить, и стартовой страницей в собственной бродилке сделать, тогда можно будет и предметно поговорить о том, заменила ли эта виртуальная газета свою старшую бумажную сестру. Есть только один способ узнать, что будет, если такая газета появится. Нужно сделать так, чтобы она появилась. О чем, собственно говоря, и речь.

Газета.Ру (по одноименному адресу) была представлена на суд сетевого читателя в последний день минувшей зимы. Этому начинанию предшествовали многие недели всевозможной подготовительной работы, о которой сегодня рассказывать было бы куда менее интересно, чем в свое время в ней участвовать. Газета создавалась с нуля, на ровном месте, без оглядки на предшествующий опыт аналогичных русских проектов (за неимением), без пошаговых инструкций, без страха, упрека, гнева, пристрастия и Единого Гвоздя, должность которого в издании по сей день вакантна. Что получилось -- вы можете увидеть, заглянув по адресу www.gazeta.ru. Мне же хотелось бы здесь если не объяснить, то хотя бы обозначить, что первоначально задумывалось. Не для оправдания и не из похвальбы, а просто потому, что всякое осознанное начинание заслуживает того, чтобы быть осмыслено.

Первый и очевидный вопрос -- а что такое вообще газета, применительно к Сети? На бумаге все ее формальные признаки (периодичность, толщина, цена, формат, тематика, тираж) познаются в сравнении с журналом. Возьми "Новый мир", разрежь его портфель на ежедневные выпуски по 6 полос папиросной бумаги формата А2, добавь свежих новостей в каждый номер, продавай у метро по полтора рубля за экземпляр -- и всяк сущий в России язык, от старушки Божьего цветочка до чиновника Госкомпечати, станет заворачивать в это изделие воблу в святой уверенности, что это -- именно газета (даже если на шапке издания по-прежнему будет написано "литературно-художественный и общественно-политический журнал"). Обратный пример -- возьми "Известия", уменьши их формат до размеров машинописного листа, издавай их раз в месяц тетрадками по 100 страниц на мелованной бумаге, соединив железной скрепкой или склейкой под глянцевой обложкой, новости исключив, а аналитику оставив, проси за свой продукт червонец, и никто тебе не поверит, что ты издаешь газету... В Сети все эти привычные градации идут прахом. Здесь нет ни привычных глазу форматов, ни разных плотностей бумаги, ни ограничений цвета, ни цены экземпляра (оптовой ли, розничной), ни -- что еще важней -- каких-либо канонов насчет периодичности. В электронной форме еженедельный Time, ежедвухнедельный Economist, а то и вовсе ежемесячный Wired может позволить себе обновлять оглавление собственных материалов по несколько раз в день, наступая на пятки эфирным службам новостей и далеко позади оставляя бумажные газеты ежедневной периодичности.

Если отталкиваться от формальных внесетевых признаков, перечисленных выше, то под определение интернет-газеты можно было бы подвести обширный список самых разнообразных серверов, отнюдь себя газетами не считающих. Из отечественных -- "Русский Журнал" (www.russ.ru), РБК (www.rbc.ru), "ИнфоАрт" (www.infoart.ru), "Форум" (forum.msk.ru), "Алгоритм Daily" (www.algo.ru) и даже Лист.Ру (www.list.ru), если выдержит с февраля взятый темп обновления. Из нерусских -- CNN (www.cnn.com) и иже с ним: Allpolitics (cnn.com/ALLPOLITICS/), MSNBC (www.msnbc.com), серверы AoL (www.aol.com), многие разделы Yahoo (www.yahoo.com) и Mining Company (www.miningco.com), а также любой из компьютерных "кустов": CINet (www.cnet.com), ZDNet (www.zdnet.com), Hotwired (www.hotwired.com), Internet.Com. Все эти серверы поставляют своему читателю непрерывный поток актуальной информации (в том числе -- от собкоров и от агентств) в режиме не реже ежедневного, комментарии, аналитику, справки, ссылки, репортажи и интервью, полезные советы, книжные анонсы, светскую и культурную хронику. Отчего ж им не назваться газетами?

В отношении доброй половины перечисленных серверов ответ связан с формальным статусом учредителя: если CNN, РБК и "Алгоритм" являются информационными службами, Yahoo -- каталогом, а ZDNet и Mecklermedia -- издательскими домами, то и сайты их, очевидно, призваны пропагандировать соответствующие жанры информационного обслуживания. Эти структуры не назовут своих серверов "интернет-газетой" из тех же соображений, по которым Washington Post не объявит свои страницы в Сети электронным журналом. Позиционирование -- оно и в Африке (чтобы не сказать: брэндинг), кем родился -- тем и сгодился. Что же касается первично-сетевых информационных структур новостного профиля, то они не назвались газетой просто потому, что ни такое название, ни стоящий за ним жанр им не оказались близки. Первопроходцы на рынке контент-проектов мечтали о новом жанре. Он и возник. Называется сервер, мегасервер, в последнее время стало модно еще говорить про "новостной портал". Все эти неологизмы в лексиконе информационной отрасли -- дань старинному лозунгу: отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. С точки зрения создателей "инфосерверов" и "новостных порталов", газетный жанр -- окаменелость, место которой в музее. Столь легкое прощание с многовековым жанром легко понять, если вспомнить, что у истоков интернет-СМИ стоят не газетчики и даже не подписчики газет ("Большинство молодежи в возрасте от 18 до 24 лет вообще не читают газет", -- об этом журнал Интернет уже рассказывал читателям устами гендиректора UPI -- см. inter.net.ru/10/4.html). Ни ностальгии, ни сантиментов по отношению к газете как форме организации информации эта публика, естественно, не испытывает. И достоинств газетного жанра она тоже не может оценить, в силу безразличия к предмету.

А мне, как профессиональному газетчику, было бы искренне жаль присутствовать при кончине этого жанра за счет прогресса интернет-технологий. Для меня газета -- это не только коллективный пропагандист и агитатор, но и определенный modus vivendi для авторов и читателей, сохранение которого в кибернетическом веке представляется весьма важной и достойной задачей. Причем я говорю не о файловых HTML-версиях известных бумажных СМИ, а о такой газете, в которой возможности Интернета сочетались бы с наиболее ценными особенностями бумажной традиции. То есть с одной стороны -- круглосуточное, непрерывное обновление, перекрестные ссылки, гипертекст, динамическая генерация страниц, контент-партнерство со всеми достойными инфоресурсами от "Яндекса" до РБК, линклисты и интерактивность. А с другой стороны -- редакция, состоящая из живых, известных публике авторов, свой литературный стиль, своя позиция, нормальный человеческий голос, угадываемый за строкой гипертекста. Я преклоняюсь перед тем уровнем рафинирования, деперсонализации и дегуманизации информационных сообщений, которого достигли мои коллеги из CNN, ABCNews или из нашего РИА РБК в своих сверхпопулярных новостных продуктах. Я готов согласиться, что для определенного рода читателей -- в первую очередь, для тех, чей интерес к публикациям СМИ носит сугубо служебный, профессиональный характер -- именно такая "кристаллическая форма" подачи информации является оптимальной и наиболее полезной. Я также прекрасно понимаю, что с каждым днем во всем мире лавинообразно растет число людей, интерес которых к любому СМИ имеет не праздную, а чисто деловую и профессиональную природу. Поэтому индустрия сведения всех событий и явлений окружающего мира к байтам очищенной от "человеческого фактора" голой информации будет и дальше развиваться семимильными шагами. Спасибо еще, если через пять лет новости на основных "мегасерверах" все еще будут подаваться в текстовой, а не табличной или графической форме, для чтения которой требуется электронный статпакет... Но, несмотря на эту тенденцию, несмотря на явное, "Рамблером" учтенное, читательское предпочтение, отданное сырой ленте РБК перед любой актуальной публицистикой или авторской прямой речью, мне все же хочется верить, что у газетного жанра, у газетной формы есть будущее в Интернете. А единственный известный мне способ проверить -- создать такую интернет-газету. Поэтому, когда Фонд эффективной политики в декабре минувшего года пригласил меня возглавить проект Gazeta.Ru, я принял это приглашение без долгих колебаний. А прав ли был я в своем решении (и прав ли был ФЭП, приглашая на эту должность именно меня) -- судить читателю. Благо адрес www.gazeta.ru открыт для посещений круглосуточно.

Фактическая справка: ежедневное интернет-издание Gazeta.Ru создано и поддерживается Фондом эффективной политики (www.fep.ru). Периодичность обновления -- круглосуточная, 5 дней в неделю. Тематика -- предельно широкая, от актуальных новостей политики и спорта до книжных новинок, исторических изысканий и научных открытий. Дизайн сервера изготовил Артемий Лебедев (www.design.ru). Программный модуль интернет-публикации разработан и поддерживается Максимом Мошковым (www.lib.ru). Главный редактор -- Антон Носик (www.cityline.ru/vi/). Редакторами тематических разделов выступают Алексей Андреев (www.net.cl.spb.ru/frog/), Дмитрий Вернер (www.anekdot.ru), Владимир Волошин (www.doktor.ru), Александр Гагин (ok.msk.ru/gagin/), Станислав Гридасов (www.sports.ru), Вячеслав Курицын (www.guelman.ru/slava/), Сергей Кузнецов (www.russ.ru/monocle/), Андрей Левкин (www.russ.ru/politics/), Дмитрий Турецкий (www.listsoft.ru) и другие известные в русской Сети персонажи. Шеф-корреспондент -- Андрей Цунский. Среди постоянных внешних авторов -- Александр Гельман, Дуня Смирнова, Елена Мулярова, Иван Лапшин, Виктор Сонькин и др. Редакция физически расположена в Москве на Зубовском бульваре, ареал проживания авторов и сотрудников редакции -- от Торонто до Хайфы.


В оглавление номера This page is an archived copy on Gagin.ru personal site