This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



13Internet -- новый способ думать
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Статьи


Как помнит читатель, героями предыдущего путешествия по вымышленному серверу fantasy://www.timemachine.sf (см. inter.net.ru/12/25.html) оказались преимущественно англичане. Зато следующие два столетия принесли триумф их вечным соперникам с той стороны Ла-Манша - французам.
Продолжает

Владимир ГАКОВ
kovalch@adicom.ru


Сервер "Машина времени"


Путешествие второе

Савиньен де Сирано де Бержерак (1619-1655)

Французский военный, драматург, поэт и прозаик. Получил отличное по своим временам образование и после ранения окончательно сменил шпагу на перо. Один из самых ярких мыслителей-гуманистов и сатириков французского Возрождения. Умер от сифилиса, незадолго до смерти рассорившись с Церковью (результатом чего стало запрещение всех произведений Сирано).

Первый интересующий нас француз жил еще в XVII веке, во времена Бэкона и Уилкинса. Бравый гасконец, солдат и бретер, хвастун и признанный покоритель женских сердец, которому в амурных делах не мешал даже огромный нос, ставший поистине легендарным... А кроме того, оригинальный мыслитель и великолепный писатель-сатирик... Еще не угадали? Конечно, всеми этими качествами в совокупности мог обладать лишь один человек, воспетый позже поэтом и драматургом Эдмоном Ростаном, - шевалье Сирано де Бержерак, автор сатирико-фантастического романа "Государства и империи Луны" (1655).

Книга отчаянного дуэлянта и не менее отчаянного фантазера пестрит множеством совершенно очаровательных нелепостей технического порядка - вроде полета на Луну с помощью бутылок, наполненных росой (она якобы "притягивается солнечными лучами"!). Но одновременно мы встретим в этом сочинении и случайно открытый принцип многоступенчатой ракеты, и такие, к примеру, любопытные пассажи в описании быта лунных жителей: "Сняв футляр, я нашел в нем нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы и наполненное какими-то пружинами и едва видимыми механизмами. На самом деле это книга, но книга чудесная, без страниц и букв; словом, книга, для чтения которой не требуется зрение, нужны только уши. Желающий почитать книгу заводит с помощью множества ключиков механизм, поворачивает стрелку на ту главу, которую он хочет услышать, и тотчас же из книги, как из человеческого горла или из музыкального инструмента, начинают раздаваться разнообразные отчетливые звуки, служащие обитателям Луны для выражения мыслей и чувств. Позже, когда я поразмыслил над этим чудесным изобретением, я перестал удивляться тому, что тамошние шестнадцати-, восемнадцатилетние юноши обладают большими познаниями, чем наши седовласые бородачи, ибо обитатели Луны, научившись чтению одновременно с речью, читают беспрестанно: в комнатах, в городе, на прогулке, в дороге - всюду они могут иметь при себе, в кармане или привязанными на кушак, томов тридцать, и им стоит только завести пружину, чтобы прочесть отдельную главу или, если они в настроении, всю книгу... Подарком я занимался больше часа; наконец, я повесил книги к ушам в виде сережек и отправился гулять".

Луи-Себастьян Мерсье (1740-1814)

Французский прозаик, драматург и журналист. Некоторое время преподавал литературу в Бордосском колледже. Его роман принес автору европейскую славу, был издан на многих языках - и стал первым утопическим произведением, изданным в Америке.
Ну, что это, как не звукозапись, как не входящие в моду сейчас - в канун XXI века! - аудиокниги, не говоря уж о знакомых сегодня каждому подростку наушниках к плейеру!

Но в те времена подобные откровения случались редко, и такие провидческие книги разделяли не года - столетия... В вышедшем почти век спустя романе другого французского автора - в "Гифантии" (1760) Шарля-Франсуа Тифань де Ля Роша - предсказания уже идут потоком: телеграф, телефон, фотография, телевидение... Все это, конечно, пока еще чудеса с помощью хитроумных зеркал. Однако и этого автору, очевидно, показалось много: он благоразумно выпустил роман анонимно и даже место издания зашифровал под "Вавилон".

Зато его соотечественник и современник, мыслитель-утопист Луи-Себастьян Мерсье в романе "Год 2440-й" (1770) "скрываться" не пожелал - и угадывал, угадывал с какой-то даже неприличной щедростью. Десятой части того, что увидел в далеком будущем Мерсье, хватило бы на добротный, возбуждающий фантастический роман той поры! Не отгадал автор только одного: все предсказанное осуществится на полтысячелетия раньше...

Вот лишь одна цитата, в которой, если отвлечься от стилевой архаики, слышится что-то весьма знакомое: "Но еще более я был поражен, взойдя в залу оптики, где оказалось сосредоточенным все, касающееся света. Это было какое-то бесконечное колдовство. Глазам моим предстали различные виды, пейзажи, дворцы, радуги, метеоры, светящиеся цифры, моря, - ничего этого на самом деле не существовало, то была иллюзия, но более достоверная, чем сама реальность. Поистине это был приют волшебства... Не меньшие чудеса предстали мне в зале акустики. Здесь научились подражать всем членораздельным звукам человеческого голоса, крикам животных, пению различных птиц: стоило нажать какую-то пружину, и вам казалось, будто вы вдруг перенеслись в девственный лес. Слышен был рев львов, тигров, медведей; казалось, они пожирали один другого. От невыносимого этого рева чуть не лопались уши, диким, душераздирающим воплям вторило вдалеке эхо, еще более оглушительное..."

Ничего не напоминает? Например, залы "виртуальной реальности" во многих современных центрах развлечений и музеях? По крайней мере, когда я погружался в аналогичную иллюзию из световых образов и звуков в зале Чикагского музея техники и промышленности, в памяти вставали именно эти абзацы из романа, написанного более двух столетий назад.

Мэри Уоллстонкрафт Шелли (1797-1851)

Английская писательница, которую многие историки научной фантастики называют основоположницей этого жанра - за ее первый роман, спустя полтора столетия обретший новую жизнь благодаря кинематографу. Дочь одной из первых феминисток и видного писателя, Мэри Годвин не получила формального образования; став любовницей, а затем женой выдающегося поэта Перси Биши Шелли, она родила ему нескольких детей, потеряла их всех (кроме одного), а затем и мужа, выдержала судебную тяжбу с его родственниками, чтобы материально поддержать единственного оставшегося в живых сына. Написала еще один роман, множество статей в защиту прав женщин. Но все это время и до сих пор она известна как автор "Франкенштейна"...
Но Мерсье задумывался, кроме всего прочего, и над социальными последствиями угаданных им технических диковин. И его представления о нравственных основах жителей утопического послезавтра наивными совсем не кажутся (если отвлечься от конкретных "рецептов" автора): "Всегда преследовавший нравственные цели народ этот даже из сего редкостного изобретения сумел извлечь пользу. Стоило какому-нибудь молодому государю завести речь о сражениях или проявить воинственные склонности, как его препровождали в особую залу, которую с полным на то основанием нарекли "адом"; здесь машинист тотчас же пускал в ход соответствующие рычаги, и ухо монарха поражал оглушающий грохот сражения - крики ярости и боли, жалобные стоны умирающих, крики ужаса и громыхание пушек - эти звуки гибели, этот жуткий глас смерти. И если при этом в душе его не просыпалась природа, если вопль отвращения не вырывался из груди его, если чело его оставалось спокойным и бесстрастным, - тогда его запирали в этой зале до конца его дней; и каждое утро давали ему вновь послушать сию музыкальную пиесу, дабы он мог наслаждаться ею, не принося этим ущерба человечеству".

Чтобы в полной мере оценить провидческий размах Мерсье, достаточно одной даты. Только спустя 29 лет на родине писателя будет установлен первый сема-фор - самое на то время передовое средство коммуникаций, прообраз современного "телеграфа".

А затем наступил соответственно век девятнадцатый - и тут откровения писателей-фантастов повалили как из рога изобилия. Правда, не уступали и ученые вкупе с изобретателями. Если рассматривать историю как поступательное и неудержимое усовершенствование технических средств коммуникации и обработки информации, то прошлое столетие началось с события во всех отношениях приметного. Почти синхронно с календарной сменой веков итальянец Алессандро Вольта, прославившийся не только в физике, но и в физиологии, создал первый химический источник тока (вольтов столб). Другими словами - первую электробатарею. Произошло это, если быть точным, в последний год предшествующего столетия (1800). И сегодня, в канун нового тысячелетия, вытаскивая из кейсов суперсовременный notebook, чтобы подзарядить его никелево-кадмиевые батареи, мы каждый раз мысленно поминаем добрым словом великого итальянца...

Спустя три года английский физик и химик Джон Дальтон (более известный широкой публике по названию распространенного дефекта зрения, которым он сам страдал - и сам впервые подробно описал) создал основы атомной теории. Так что не за горами - с точки зрения неспешной Истории - было время, когда в дополнение к известному с древности слову "электрический" появится термин "электронный".

И все же ученые пока только подступались к области науки, чьи практические приложения революционным образом изменят сам облик человеческой цивилизации. Главный штурм был впереди... Зато не мешкали литераторы-фантазеры!

Я уж не говорю о совершенно поразительном откровении одной юной англичанки, в 1816 году задумавшей написать модный в те годы "роман ужасов". Просто так, шутки ради, в компании с приятелями - писателями и поэтами, коротавшими дождливое лето на берегу Женевского озера... Из замысла дебютантки двумя годами позже вышел "Франкенштейн", а саму ее звали, как нетрудно догадаться, Мэри Шелли (впрочем, тогда она носила еще девичью фамилию - Годвин).

О том, какое значение для современной литературы, философской мысли и массовой культуры имела эта притча об ученом в роли Создателя и о драме его непутевого творения, написаны горы книг. И когда, спустя полтора века, в лексикон вошло слово "кибернетика", а наиболее продвинутые ученые и философы всерьез заспорили о проблеме искусственного интеллекта, снова вспомнили о чудовище Франкенштейна...

Но то - философские, социальные проблемы, связанные с кибернетикой. Пока же, в начале прошлого века, нашлись, оказывается, смельчаки, попытавшиеся реально построить компьютер! Разумеется, с помощью тех технических средств, которые были к тому времени изобретены или открыты. Наиболее известным из всех этих чудаков был современник и соотечественник Мэри Шелли - Чарлз Бэббидж.

В 1822 году Бэббидж заново открывает дифференциальный механизм (до этого разработанный Дж. Мюллером), а затем строит прототип 6-разрядного вычислителя на основе этого механизма. В дальнейшем Бэббидж разрабатывает и более сложные "дифференциальные машины", в которых предусматривается множество устройств: специальные носители для записи программ, устройства ввода-вывода, "процессор" с несколькими регистрами... К сожалению, правительство не финансирует его новые проекты, и более продвинутые "компьютеры Бэббиджа" так и остаются на бумаге. Но именно для "машины Бэббиджа" были составлены первые программы. И первым на свете человеком, писавшим компьютерные программы, оказалась женщина, да еще какая! Ада Лавлейс, дочь лорда Байрона, в компании с которым Мэри Годвин и ее жених Шелли провели тот самый вечер 1816 года на Женевском озере, после которого и родился тот самый "Франкенштейн". Могла ли знать тогда Мэри, что рассказывает идею "чудовища Франкенштейна" отцу первой программистки - Ада родилась за полгода до этой встречи, в декабре 1815-го.

Между прочим, в 1990 году вышел увлекательный научно-фантастический роман бесспорных лидеров современного жанра фантастики "киберпанк" - "Дифференциальная машина" Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. А описана в этом романе некая другая, альтернативная история: в ней Бэббиджу удалось-таки построить свою вычислительную машину. После чего развитие цивилизации пошло совсем иным путем...

Но мы забегаем вперед. Пока "на дворе" стоит сравнительно неторопливый XIX век. Спустя три года после опубликования проекта Бэббиджа немец Георг Ом открывает законы электропроводимости, а в 1831 году англичанин Майкл Фарадей - электромагнитную индукцию. Эпоха электроники - не за горами!



13 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1999 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1999 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84, Факс: 248-78-48