This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



13Internet -- новый способ думать
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Бродилка



Книги



Журнал "Неприкосновенный запас:
очерки нравов культурного сообщества. Критико-эссеистическое приложение к журналу "Новое литературное обозрение".

№№ 1 - 2. Изд-во "Новое литературное обозрение", Москва, 1998
www.book-mekka.ru/nlo/
www.infoart.ru/magazine/nz/

Элитарный интеллектуальный журнал "Неприкосновенный запас: очерки нравов культурного сообщества" выпускает в свет издательство "НЛО", несколько лет назад давшее жизнь одноименному филологическому журналу. "НЗ" выходит 6 раз год, пока опубликованы два номера, ждем третьего. Поскольку практически каждая статья "НЗ" представляет собой весьма интересный и умный текст, способный доставить удовольствие уважающему себя читателю и заслуживающий отдельной дискуссии, а также принимая во внимание размеры журнальной полосы, мы в нашей рецензии решили ограничиться лишь обложкой и названием, раз уж не дано нам объять необъятное.

Дело не только в том, что своей многобуквенностью полное название "НЗ" сразу сообщает о своих отношениях с миром глянцевой периодики, где правит бал коммерческая однословность ("Птюч", "Матадор", "ОМ", "Интернет" etc). Любопытен, например, выбор словосочетания "культурное сообщество", ибо это сообщество, согласно идее издателей, является одновременно и производителем журнала, и его потребителем. "НЗ" не имеет другой темы, кроме себя, любимого, и не намерен иметь ее в будущем. Эту позицию несложно обнаружить в названии: будучи "критико-эссеистическим приложением к журналу "НЛО", также критико-филологическому и творимому той же редакцией, "НЗ" сам себя определяет как автокритику, то есть прямо сообщает о рефлексии как о своем основном посыле.

Что же это за "культурное сообщество"? Очевидно, что речь не идет о какой-либо культурной группе (хиппи, панки, толкинисты, вырабатывающие свои собственные культурный арсенал и систему ценностей). Понятно, что термин "КС" в нашем случае должен сильно пересекаться с понятиями "интеллектуалы", "интеллигенция" (о чем, впрочем, и сообщается в программном предисловии к первому номеру; сами же авторы журнала, участвуя в "круглых столах" и затем публикуя стенограммы, о себе говорят не иначе как "мы, интеллектуалы"), однако КС вынесено на обложку не случайно. Такое "говорим Ленин, подразумеваем партия" хоть и имеет свои причины, все же выглядит довольно двусмысленно. Конечно, слово "интеллектуал", бросамое кем угодно направо и налево, вывешенное на каждой лавке, заезженное донельзя не особенно культурной молодежью, столь снобистскому изданию, каким является "НЗ", в качестве названия явно не подходит. Слово "интеллигенция" выглядит сильно устаревшим, советским, социально окрашенным, грубоватым и уже не описывает новых реалий "смутных контуров перекроенного культурного поля" (все то же предисловие). "Культурное сообщество", следовательно, толкуется как собрание тонких, образованных, рефлексирующих и небезраличных современников (одна из рубрик "НЗ" так и называется - "Рассерженные немолодые люди"). Собрание это, конечно, весьма узкое, закрытое, вполне понятный снобизм "НЗ" виден не только по обложке, но и на любой его странице.

Проблема только в том, что новоизобретенный и тщательно продуманный термин "КС" по природе своей звучит весьма открыто, ибо слову "культурный" редакция незаметно навязала другое, весьма маргинальное значение. Ведь слово "культурный" в таком контексте должно относиться к тем, кто умеет пользоваться ножом и вилкой и спускать за собой воду в унитазе, то есть не обязательно имеет в виду столь тонких и образованных. То, что подобная аберрация возникает легко и естественно, на языковом уровне, видно даже со страниц "НЗ" - так, к примеру, автор "НЗ" литературный критик В. Курицын в одном из текстов пишет буквально следующее: "... среди поклонников [лошадиных скачек], правда, представители сообществ не самых культурных..." От широкого, принятого понимания слова "культурный" здесь не спасает даже авторская ирония.

Таким образом возникает система двойного стандарта, игра с публикой, нечто похожее на вступительный экзамен, пусть "он" сам за себя похлопочет, а мы рассмотрим. Потенциальная аудитория огромна, реальная составляет ее доли процента, но любой, окончивший десять классов, может тешить себя надеждой.

Тот же двойной стандарт, если приглядеться повнимательней, можно усмотреть и в том, как устроено название рецензируемого издания: наличествующее на обложке многословное описание того, что находится внутри, сложное и выверенное, снобистское и неглянцевое, как мы уже успели заметить, автоматически сводится к двухбуквенному "НЗ", широко распространенной, любому понятной и легко воспринимаемой аббревиатуре. Дай, "ОМ", на счастье лапу мне...

Я - это конечно я. Но лошадь впервые вижу.

Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru


История безумия в классическую эпоху
Мишель Фуко.
С.-Пб., 1998,
Университетская книга

Ух. Наконец-то. Случилось. Просто-таки ура. Вышла "История безумия в классическую эпоху" Мишеля Фуко.

Пожалуй, "L’histoire de la folie a l’age classique" можно назвать первым интеллектуальным романом середины двадцатого века. Это весьма странный и неопределенный литературный жанр, однако он существует. Большинство авторов подобных романов - ученые, которые полжизни прилежно вдыхают пыль архивов и смотрят на мир сквозь пергаментную муть палимпсеста.

Мишель Фуко занимался преимущественно исследованиями в сферах социальной истории и филологии, а художественной литературы не писал. Просто так случилось, что эта книга - почти через сорок лет после выхода в свет - независимо от воли ее автора стала интеллектуальным бестселлером, который обязателен для прочтения исключительно всем: от бездомных поэтов и продюсеров послекризисных компаний до вольных художников и конструкторов самолетов.

Причина такой настоятельной рекомендации проста. Почти каждому человеку хоть раз в жизни говорили о его анормальности. Сиречь о душевной болезни. А если не говорили, то он сам кому-то другому сообщал эти ценные сведения. Каждая такая ситуация, как правило, имеет свои последствия, и они порой бывают весьма неприятны. Мишель Фуко своей книгой ответил на вопрос, почему так происходит. Он обрисовал возможности взгляда человека, который пристально смотрит в себя, пытаясь там найти свои отличительные особенности, пытаясь по каким-то трудноуловимым признакам выделить себя из окружающего мира. И как только это происходит, то моментально человек ищет себе подобных - своих друзей, свое племя, свой народ. А заодно он ищет врагов - масонов, гомосексуалистов или просто сумасшедших. Опыт общения с такими врагами обычно скрыт от глаз посторонних. Правдивых историй об этом и того меньше - как правило, их пишут победители. Мишель Фуко встал над схваткой и изысканно красивым языком описал поле битвы с XVII по XIX век.

Получается, что все не так уж и плохо. Художественное исследование объемного корпуса текстов и произведений материальной культуры - картины Гойи, беллетристика того времени, истории болезней за три века - наглядно показывает, что Нормы как таковой, некоего абсолютно верного и правильного прототипа, быть просто не может. Зато отклонения были, есть и, вероятно, будут. Люди находили друг у друга их всегда. Находки, как правило, пугают - всплывшие из глубин психики монстры приближают к настоящему Иному, совсем нечеловеческому. А как с ним быть - люди знать боятся. Фуко в отличном переводе И.К. Стафа проанализировал этот страх и его причины. Исследование получилось увлекательнее любой гангстерской перестрелки.

Быть может, стоит посмотреть, как Иное выглядело раньше, когда еще не было компьютеров, чтобы при возможной встрече с ним на улице или дома - когда кто-то на автобусной остановке или в зеркале вдруг чем-то его напомнит - не кидаться сразу ругательствами и камнями, а хотя бы просто пройти мимо?

Иван ЛАПШИН
lapshin@inter.net.ru



13 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1999 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1999 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84, Факс: 248-78-48