This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



13Internet -- новый способ думать
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Бродилка


Итоги года: торжественная церемония вручения кинопремий. Прямая трансляция.


Кино



фильм "Шоу Трумана" в этот текст не попал
Искусство кинематографа мутирует со столь внушительной для высоких духовных сфер скоростью, что даже порождает сомнения в своей принадлежности к этим самым высоким сферам. Мировые киноизыскания минувшего года, сообразно возможностям журнала "Интернет" отображенные на его страницах, мало-помалу привели редакцию к убеждению, что кино постепенно переехало в другое ведомство, скорее имеющее отношение к массовым коммуникациям, пароходству и прочей индустрии, нежели к изящным искусствам. Что редакцию, конечно, только обрадовало, и портрет Жана Люка Годара, годами висевший на офисной стене, она с облегчением снесла в журнал "Киноведческие записки" в качестве новогоднего подарка. Вместо него на сотрудников редакции отныне смотрит гигантский океанский лайнер в стиле ретро.

Однако подведение итогов требует от нас нешуточного критического настроя и надлежащей серьезности. Надев очки и отбросив праздные забавы, пора предаться высоколобому кинофилософствованию - определению лучших и изучению тенденций. Занятие, надо признать, весьма неблагодарное и занудное, поэтому не сподручнее ли будет устроить официальную церемонию, где, как известно, серьезность разменивается на торжественность и этикет.

Предуведомление: читатель наверняка заметит, что далеко не все фильмы, участвующие в нашей церемонии, были изготовлены в 1998 году. Объясняется это просто - путь к российским киноэкранам и видеопленке у кинопроизведений часто долог и мучителен, а с пиратами мы не общаемся; не звать же их, в самом деле, на торжества - придут, напьются водки и все испортят. Поэтому посчитаем важной лишь официальную дату знакомства благодарных кинозрителей с тем или иным шедевром. И, удивившись тому факту, что, вопреки логике, вышеуказанное обстоятельство относится не только к западным фильмам, но и к отечественным, плюнем на формальности.

Начать праздник, вопреки устоявшимся фестивальным правилам, придется с объявления, что главный приз "за личные творческие успехи в 1998 году" (то есть в номинации "Лучший режиссер"), увы, останется невостребованным. В принципе его можно было вручить Кевину Смиту ("В погоне за Эми") или Кертису Хэнсону (L.A. Confidential), но это значило бы чересчур сильно возвысить их над окружающими, чего эти благородные господа точно не заслужили.

Квентин Тарантино, братья Коэны, Дэвид Финчер, Стивен Содерберг, Педро Альмодовар и прочие не могут претендовать на этот приз по определению, поскольку последние упражнения этих глубокоуважаемых авторов заведомо уступают их предыдущим опусам. Поэтому они торжественно объявляются победителями в номинации "Выше головы не прыгнешь", а к премии прилагается официальная благодарность за четкое осознание своих возможностей и профессиональную ответственность перед публикой.

Для получения премии в категории "Как в воду глядел", изящной бронзовой скульптуры, изображающей прорицательницу Кассандру у стен Дельфийского оракула, на сцену приглашаются создатели фильма "Хвост виляет собакой" - режиссер Барри Левинсон и автор одноименного романа Ларри Байнхарт. (Оживление в партере. Бурные аплодисменты из ложи представителей американского конгресса и миротворческой миссии ООН. Российская делегация, сорвав бабочки и бросив их в направлении клинтоновской администрации, покидает зал. Из ложи президента США не доносится ни звука. Досаднейший инцидент.)

Досточтимое жюри, после долгих раздумий, каким образом лучше осветить на церомонии беспрецедентный успех дурновкусия и пошлости, явившийся миру в лице картины "Все без ума от Мэри", учредило специальную номинацию "За честность". Победителем объявляется американский народ, не пожалевший времени на это чудовище и уже выложивший за него что-то около миллиарда долларов. Для получения приза на сцену приглашается содружество высоколобых американских кинокритиков, не постеснявшихся выставить фильму высшие оценки.

Премия за равенство самому себе, трудолюбие, граничащее с шизофренией, и способность рассуждать об одном и том же в сотый раз подряд получает Вуди Аллен, чей последний фильм "Разбирая Гарри" ничем не отличается от предыдущих работ этого джентльмена, но тем не менее весьма остроумен и приятен. Вуди Аллен выходит на сцену, рассказывает анекдот про "Я не стану членом клуба...", исполняет партию на кларнете, спрашивает, сколько ему еще тянуть до Чаплина, и удаляется.


фильм "Спасение рядового Райана" тоже
Премию за лучший дебют и скоропостижную кончину получает многострадальный российский кинематограф, для которого прошедший год стал звездным часом за несколько последних лет, какого ему в обозримом будущем не видать как своих ушей. Российский кинематограф награждается, теперь посмертно, за то рвение, с коим он пытался вернуть расположение зрителей, за усердие и трудолюбие. На сцену приглашаются Алексей Балабанов, режиссер фильмов "Брат" и "Про уродов и людей", а также Николай Лебедев, автор триллера "Змеиный источник" и прочих проектов, теперь уже замороженных. Однако вместо них у микрофона неожиданно появляется Никита Михалков во фраке, с девочкой на руках. Вскрыв конверт, он долго ищет кого-то глазами, щурится на благородную публику и резкими шагами покидает сцену, так и не объявив победителей. Из-за хлопнувшей двери доносится: "Ноги моей здесь не будет" и что-то вроде: "Все расскажу съезду", над залом повисает тишина недоумения - торжественное собрание явно не знает русского языка, а российская делегация уже успела покинуть помещение.

(Надо признаться, что атмосфера столь бурного скандала не значилась в сценарии церемонии. Тишину в конце концов нарушает звук печатных орудий: журналисты из таблоидов, расположившиеся в ложе прессы, оживленно строчат репортажи. Папарацци, те, что не побежали за Михалковым, чокаются шампанским.)

Но трубят фанфары. Атмосфера пущей торжественности обволакивает зал. Вручается главный приз, Palme D’Or высокосветского собрания: на сцену приглашается победитель в номинации "Особый вклад в киноискусство в 1998 году, или Узурпация власти". На сцене появляется Мелодрама в бархатном вечернем платье от Versace, зеленом с красными оборками, с длинным шлейфом. Шлейф поддерживают жанры и герои: вот фильм-катастрофа "Титаник", вот производственная драма "Умница Уилл Хантинг", вот научно-фантастический триллер "Гаттака", и многие другие. Приглядевшись к мелодраме повнимательней, можно разглядеть ее лицо - это мужчина, актер Итан Хоук в кокошнике, на котором по-английски сверкающими изумрудами выведено "Большие надежды". Мелодрама посылает в зал воздушный поцелуй и грустно вздыхает. Благородная публика утирает навернувшиеся слезы. Медленно гаснет свет. Занавес.

В довершение праздника предлагаем благодарному читателю перевязанный золотой ленточкой список кинодостижений минувшего года, окропившего нас мелодраматической слезой. Список этот, в отличие от церемонии, не является ни официальным, ни, боже упаси, окончательным и единственно возможным. Нумерация в нем отсутствует: перед вами просто десять картин, которые одновременно представляют собой какую-никакую художественную ценность и способны доставить удовольствие.

"Джеки Браун", Jackie Brown Квентина Тарантино с Пэм Грайер и Сэмюэлем Л. Джексоном.

"Большой Лебовски", The Big Lebovski братьев Коэнов с Джеффом Бриджесом и Джулиан Мур.

"Живая плоть", Carne Tremula Педро Альмодовара с Хавьером Бардемом и Франческой Нери.

"Про уродов и людей" Алексея Балабанова с Сергеем Маковецким и Виктором Сухоруковым.

"Секреты Лос-Анджелеса", L. A. Confidentia" Кертиса Хэнсона с Кевином Спейси и Ким Бэйсингер.

"Разбирая Гарри", Deconstructing Harry Вуди Аллена с Вуди Алленом.

"Большие надежды", Great Expectations Альфонсо Гуарона с Итаном Хоуком и Гвинет Пэлтроу.

"Игра", The Game Дэвида Финчера с Майклом Дугласом и Шоном Пенном.

"Змеиный источник" Николая Лебедева с Екатериной Гусевой и Евгением Мироновым.

"В погоне за Эми", Chasing Amy Кевина Смита с Беном Эффлеком и Джоуи Лорен Адамс.

Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru



13 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1999 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1999 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84, Факс: 248-78-48