This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



9Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Бизнес


Один внимательный студент однажды заметил, что молодые преподаватели злее, потому что платят им еще мало. В Интернете денег пока немного, поэтому веб-деятели ругаются между собой довольно зло. Их поучает независимый эксперт

Руслан ГОЛОВАНОВ.


Бой Руслана с Головой


Взяться на сей раз за перо меня принудила необходимость. Дело в том, что в силу служебных надобностей, да и личных интересов я наблюдаю за полемикой, происходящей на листах почтовых рассылок, посвященных маркетингу в Интернете, в частности на листе banners. За последнее время на этом листе прогремело немало схваток, за которыми легко угадываются непримиримые корпоративные интересы. Участники вольной дискуссии подозревают за аналитикой грубую рекламу, обвиняют друг друга в недобросовестной рекламе и невинно занимаются демпингом цен на свои услуги.

Надоело на это смотреть уже совсем.

Дело в том, что взаимные наезды участники "дискуссий" оправдывают так называемой конкурентной борьбой.

Так вот что я хочу сказать: никакой конкуренции в российском Интернете нет.

Ситуация гораздо более удручающая. Дело в том, что практически ни одна компания, связанная прямо или косвенно с Интернетом в России, понятия не имеет о такой простой вещи, как позиционирование.

А превращается это вот во что.

Компания, нарисовавшая красивые странички для десятка собственных клиентов и получившая заказ на размещение баннерной рекламы, норовит на этих десяти страницах развернуть собственную баннерную сеть.

Компания, создавшая баннерную сеть и получившая запрос на исследование рынка, проводит исследования рынка, которые ни у кого на этом самом рынке никакого доверия не вызывают.

Компания, разработавшая огромный информационный ресурс для государственного заказчика и исчерпав его бюджет, выходит на рынок и заявляет о своем единственном и неповторимом опыте по хостингу публичных проектов...

И список можно продолжать. И продолжать. И продолжать.

То есть практически все команды, обнаружившие, что они могут заработать в Сети, начинают автоматически полагать, что они могут заработать в Сети на всем вообще.

И почти что никто не задает себе корневой вопрос современности: а чего мы, собственно, хотим? Нет, конечно, они себя об этом спрашивают изредка и дают все время один и тот же ответ: "Заработать." Не могу я, к сожалению, признать такой ответ вполне удовлетворительным.

В результате таких не вполне осмысленных размышлений возникают совершенно невнятные самообразования, борющиеся за снижение цен на рынке сетевой рекламы (вместо того чтобы заняться предоставлением справок по уже существующим ценам). Неужели кому-то, кто работает в области предоставления публичной информации в Сети, еще не ясно, что процесс этот глубоко затратный, что единственным (пока) способом заработать на контенте является реклама, а престижность рекламного носителя (связанная с ценой на рекламные площади) только формируется. Зачем рыть себе могилу?

Некоторое количество команд считают друг друга конкурентами, хотя, на первый взгляд, именно из них можно было бы сформировать единый коллектив, работающий на двух направлениях. Но -- нет. Компании занимаются тем, что роют виртуальные окопы и строят виртуальные полки. Они борются за одних и тех же клиентов вместо того, чтобы, работая на уже знакомом участке рынка, развивать этот участок все дальше и дальше, получая при этом больше денег и удовольствия от любимого дела.

Да, существует... нет, не конкуренция, а, так скажем, борьба цен между услугами в Москве и регионами. Да, в Петербурге многое дешевле -- просто потому, что они в Петербурге, но не потому, что они хуже. На этом борьба заканчивается.

Не бывает качественного веб-дизайна за $500.

В соседнем офисе у веб-агентства не может быть конкурента, перебивающего клиентов ценой в $500. Это не конкурент. Не хочу никого обидеть, но было такое племя молодое и знакомое -- программисты на Клиппере. Их тактика была проста -- слепить по-быстрому бухгалтерию на этом продукте, а потом заниматься поддержкой этой бухгалтерии. Потому что слепленное неграмотно и наскоро постоянно требовало внимания. И без автора нельзя было разобраться. В одном очень известном банке целая система из 500 компьютеров была построена именно так. И отдел обслуживания у них был человек 200, не меньше. Совершенно понятно, как создатели системы зарабатывали деньги. Совершенно очевидно, что сегодня в том же самом банке уже не та система. Долго в такие игры играть невозможно.

Так и этот веб-дизайнер за $500 кончится со временем. Второй раз к нему уже не придут, обнаружив, что страница расползлась, сервер не выдерживает нагрузки, или -- что хотели получить что-то, а не получили ничего. Так это правильно: ничего не потратив -- ничего и не получишь.

Краткие выводы

Очень бы хотелость, чтобы рынок не занимался разборкой существующих денег и рвал жалкие куски друг у друга, а саморазвивался. Мы все можем и должны жить дружно. Люди, способные оценить бизнес-структуру, которая у них в руках, и болеющие за увеличение собственной доходности, могут сделать простую вещь: оценить эти ресурсы (машины, люди, выделенки, разработчики, дизайнеры и т.д.) и подумайть здраво, что именно с этими ресурсами можно сделать.

Не нужно кидаться во все стороны сразу!

И ладно б просто кидались, так вы еще и за конкурентами охотитесь!

Право слово, есть еще возможность самим, без борьбы, сделать так, что не будет у вас конкурентов.

В вашей нише, само собой.

Ну и про заголовок этой статьи.

Я с детства не мог понять: чем это Руслану помешала Голова? Ну стояла себе и стояла, ну и пусть ее. Она стоит -- он едет. Все заняты своим делом. Чего саблей-то было махать? Объехал бы сторонкой -- поле вокруг.



9 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 232-01-36, Факс: 232-00-14