This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



9Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Бизнес


Однажды нужно было покрасить дверь, и мы попросили нашего курьера -- у него это неплохо получилось в прошлом году на даче с забором. Потом заболела секретарша, и за телефон сел электрик. Не верите? Так кто, говорите, делал ваш сайт?
Причину нашего любопытства пояснит

Мария ГРАЧЕВА
mari@logos-m.ru


"Лудшие в мире сайты!!!"


Беда, коль сапоги начнет тачать программист

У вашей фирмы есть веб-сайт? Сейчас этим вопросом уже мало кого можно поставить в тупик. Все уже знают, что у всякой уважающей себя фирмы должен быть сайт в Интернете, и некоторые даже представляют себе, что это такое. И кто его делает. Например, делает штатный программист фирмы, или продвинутый сын одного из сотрудников, или -- о, расточительство! -- за 200 долларов его нарисует команда, гордо именующая себя веб-студией, как фирма не зарегистрированная, но уже оказывающая платные услуги по расценкам, опубликованным на ее собственном сайте по адресу www.мытожезанимаемсявебдизайном.ru.

Но беда в том, что те, кто сайт заказывает, чаще всего не знают, зачем он им понадобился. И потому в Сети плодятся сайты с непонятно для кого предназначенной информацией, с дизайном страниц, не имеющим никакого отношения к фирменному стилю, и адресом, который никогда не придет в голову желающему найти этот сайт самостоятельно, без посторонней помощи. Полупустые или, наоборот, забитые странной малопонятной информацией сайты фирм, болезненно напоминающие первые пробы домашней странички, баннеры, на которых одиноко моргает разноцветное название продукции или логотип компании, а то и просто фраза "Нажми тут!" и сто тридцать последнее место сайта известной компании в списке поисковой системы в ответ на даже самый подробный запрос по предоставляемым этой компанией услугам -- все это разные стороны одного свойства российского Интернета на сегодняшний день -- непрофессионализма. А ведь грамотно сделанный проект в Сети способен немало хорошего сделать как для имиджа фирмы, так и для ее благосостояния. Нужно только четко поставить задачу и профессионально подойти к ее решению.

Серьезные задачи, которые могут решать в информационном пространстве Интернета люди, размещающие информацию "по делу", а не для самовыражения, можно грубо разбить на три группы:

- реклама товара (услуги, торговой марки);

- реклама фирмы в целом (имидж, имя, PR);

- реализация конкретного проекта, специфичного для сферы деятельности фирмы, коммерческого либо информационного.

Для решения каждой из этих задач фирма-заказчик нуждается в услугах двух типов профессионалов -- профессионалов в области интернет-маркетинга и профессионалов в области интернет-технологии. От профессионала в области интернет-маркетинга требуется, как и от любого другого специалиста в области маркетинга, выделить целевую аудиторию, локализовать ее среди посетителей тех или иных серверов, проанализировать характерный для этих людей режим и форму получения информации, выяснить, какая информация покажется интересной, а затем в соответствии с результатами анализа разработать проект -- продумать, что, где, в какой форме и в каком режиме разместить. Ну, и конечно, организовать собственно размещение. Найти хорошую веб-студию, написать техническое задание и сделать так, чтобы проект был реализован как можно "ближе к тексту".

От специалиста в области интернет-технологии требуется в соответствии с техническим заданием заказчика создать сайт или любой программный материал, необходимый для рекламной кампании -- сервер, систему html-страниц, базу данных, лист рассылки, систему авторизации пользователей, комплект баннеров и т.д. Качество работы этих специалистов должно гарантировать, что пользователь получит именно ту информацию и именно в том количестве, виде и режиме, которые предусмотрены разработчиком-маркетологом. Так, сайт с котировками акций на бирже должен быть сделан так, чтобы каждый день пользователю была доступна свежая информация. И это зависит не только от группы информационного обеспечения, которая информацию о котировках в нужный момент соберет, но и от организации работы сайта, возможности без ошибок перекодировки обновить информацию, стабильности работы линий и компьютеров. Учесть все факторы, влияющие на доступ к сайту фирмы, все возможные проблемы, с которыми может столкнуться пользователь Сети, -- это серьезная работа, совершенно необходимая для того, чтобы фирма не потеряла клиента по весьма банальной причине: JavaScript Error или чего-нибудь в этом духе.

Работа, требующая опыта и профессионализма.

Соблюдение этих нехитрых условий -- сформулировать задачу, разработку и организацию поручить профессионалу в области интернет-маркетинга, а изготовление -- профессиональным "сетевым" программистам и "сетевым" дизайнерам -- позволяет добиться необходимого результата: найти покупателей товара, клиентов, партнеров или дилеров, повысить популярность издания, создать определенный имидж для компании, придумать новый брэнд, организовать новую услугу или улучшить качество уже существующих.

Но это -- редкая сегодня идиллическая картина серьезной работы в Сети. Чаще на деле все происходит иначе. Совершенно очевидно, что работа любого специалиста стоит денег, и чем лучше этот специалист, тем дороже стоит его работа. Наличие интернет-проекта так или иначе положительно сказывается на финансовом состоянии фирмы. Но, к сожалению, на сегодняшний день нет ни одного валидного внешнего критерия, который мог бы позволить хотя бы примерно оценить отдачу вложенных в размещение информации в сети денежных средств и человеческих усилий, сопоставить их стоимость со стоимостью потраченного времени и сделать вывод, стоило ли заниматься интернет-проектом, или лучше было вложить эти деньги и время в другое дело. (Стоимость потраченного времени -- это сумма, которую задействованные конкретные люди могли бы заработать в этот конкретный промежуток времени, если бы занимались своим делом, а не размещением информации в Интернете.) Сегодня Интернет чаще используется не как место непосредственных продаж, а как средство повышения качества услуг, оказываемых клиентам и покупателям. Фактически затраты на интернет-проекты вписываются в расходы на рекламу. А так как "онлайновая" реклама никогда не заменяет собой "офлайновую" полностью, выделить, что оказалось эффективнее по итоговому соотношению "стоимость рекламы"/"прибыль" -- плакат на Рублевском шоссе или страничка в Интернете, -- практически невозможно. Следовательно, любое вложение в интернет-рекламу можно назвать непродуманным риском. Хотя, впрочем, отказ от вложения в интернет-рекламу можно назвать так же.

Но тем не менее. В описанной ситуации любой компании очень хочется перестраховаться и вложить в интернет-проект как можно меньше. Минимизировать риск. Проектирование поручить менеджеру по рекламе или PR, даже если он имеет весьма туманное представление о пользователях Интернета и возможных формах представления информации. Делать сайт силами своих штатных программистов, попросить знакомых или собственных детей, просиживающих в Сети сутками и уже сделавших замечательную домашнюю страничку. Почти бесплатно или совсем бесплатно. Чтобы любой, даже самый малозаметный отклик от проекта можно было засчитывать в плюс. Но, если присмотреться, поручая разработку и реализацию проекта непрофессионалам, фирма рискует столкнуться с несколькими типичными проблемами.

Первая и наиболее очевидная заключается в том, что на сайте размещается не та информация, которая нужна посетителю сайта, потенциальному клиенту. Просто не та информация, или та, но в форме, не адекватной содержанию и цели размещения. Вместо схемы письменного стола с указанием размеров -- некачественная фотография, а вместо подробного прайс-листа -- листовка "У нас самые низкие цены, приходите -- увидите какие!" И посетитель сайта не купит этот стол у фирмы, даже если на самом деле за ним он, собственно, и охотится.

Вторая -- неудачный маркетинг. Вернее, отсутствие маркетинга. Сделали сайт, наполнили его важными и полезными сведениями, положили его по адресу www.chat.ru/~нашафирмалучшевсех/ и сели ждать, пока потянутся клиенты. Потому что не знаем, как привлечь потенциальных клиентов на свой сайт. И на сайте просто нет посетителей, ни потенциальных клиентов, ни их возможных знакомых или коллег.

Может быть, все же стоит заказать разработку профессионалу в области интернет-маркетинга?

Третья -- некачественное изготовление необходимых для функционирования сайта программ. Сайт недоступен или предоставляет размещенную информацию со сбоями, а сделать ничего нельзя -- программист либо просто не способен на что-либо более качественное, либо уже занят чем-то еще и не будет снова тратить время на нарисованное им на скорую руку по приятельской просьбе художество.

Четвертая -- дизайн странички не отвечает стилю фирмы, сделан либо просто некачественно, без вкуса, либо безграмотно с технической точки зрения и не отображается на мониторе посетителя сайта в запланированном виде. И опять ничего нельзя сделать.

Пятая -- сайт изготовлен, сдан и выложен в Сеть, а размещенная на нем информация уже устарела. Надо менять и содержание страничек, и структуру, и дизайн, а делать это уже некому, так как изготовившие его люди по уже описанным причинам не считают себя обязанными поддерживать сайт в функционирующем состоянии. И сайт превращается в подобие "Марии Целесты", предлагающее сведения годичной давности.

Может быть, все же стоит заказать изготовление команде профессионалов в области интернет-технологии?

Но даже перечисленные трудности практически не меняют стратегию поведения российских компаний в Интернете. И в результате русский Интернет начинает формироваться как информационное пространство, позволяющее предоставлять услуги в основном низкого качества, практически невыгодное и требующее минимальных вложений. Действительно, если оборот компании -- 30 миллиардов в месяц, то какая разница, даст акция в Интернете 20 тысяч или 20 миллионов? Почти никакой. Следовательно, можно не тратиться на команду профессионалов, которые могут добиться результата гораздо более существенного, нежели кустарь-вебмастер или программист по знакомству, но и запросят за это на порядок больше.

Мораль? Очевидна. Утром деньги -- вечером стулья. Пока не вложимся всерьез, серьезных результатов не получим. А ведь есть и профессионалы, и перспективы употребить Сеть в своих интересах. Начать, видимо, следует с того, чтобы посмотреть на успешные интернет-проекты -- корпоративные сайты, сделанные в полном согласии со стилем, маркетингом и технологией и приносящие выгоду их владельцам. По ним и ориентироваться.



9 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 232-01-36, Факс: 232-00-14