This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



9Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Тема номера



Гадание на кризисе


или Как объяснить неожиданный и грандиозный успех сайта компании "РосБизнесКонсалтинг", в чем этот успех заключается и почему эта история может быть полезна вдумчивому читателю журнала "Интернет". Гадает

Александр ГАГИН
gagin@inter.net.ru

Доллар взмывал ввысь дамским чепчиком и падал, люди увольнялись и теряли зарплаты, покупали и продавали автомобили, которые все равно не могли передвигаться по трассам, предусмотрительно перекрытым пикетчиками в пирожках и ушанках. Температура воздуха росла и понижалась, шли и переставали дожди, приходило и уходило бабье лето. И только в Интернете за время кризиса не произошло ничего, что заслуживало бы внимания.

Только появление новой интернетовской звезды -- компании "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru) -- мог бы отметить придирчивый летописец. Событием номер один августа стал сайт, известный до той поры разве что профессионалам финансового рынка, да читателям нашего журнала (еще в феврале мы писали о том, как РБК использует SSL -- inter.net.ru/7/25.html). Почему "РосБизнесКонсалтинг" стал знаменит -- понятно, а вот как это произошло -- загадка.

Главный вопрос: откуда десятки тысяч посетителей сайта rbc.ru узнали о его существовании и замечательных достоинствах? Основное и выдающееся из ряда вон достоинство этого сервера -- бесплатный доступ к оперативной, качественной и всем интересной ленте новостей. Первое слово в этом ряду -- "бесплатный". Открыв 16 августа всем желающим доступ к актуальной информации, РБК обогнал всех конкурентов на две недели. Шаг настолько же решительный, насколько и верный -- сайт компании взлетел на первое место в рейтинге Rambler Top100. Однако никаких рекламных кампаний для популяризации бесплатного доступа не проводилось, и потому такой вал новых посетителей все-таки оказался весьма неожиданным. Потребовалось срочное расширение канала, усиление компьютера и пр.

Итак, РБК стал неожиданостью для Интернета, а Интернет -- сюрпризом для РБК. Впрочем, информационное агентство предвкушало успех: "Конечно мы планировали, мы хотели", -- говорит РБК. В агентстве знали, чего хотят. Но такого результата все же не предвидели. Оказалось, что если знаешь, чего хочешь в Интернете, то пожать можешь невиданное. Мы спросили в РБК: "Считаете ли вы сами, что стали интернет-событием кризиса номер 1?" В РБК ответили: "Да". Мы спросили в РБК: "Считают ли ваши офлайновые клиенты, что Интернет -- полноценный СМИ?" В РБК ответили: "Да, и РБК -- главное СМИ. Если во время прошлого кризиса таковым считалась "Эхо Москвы", то теперь -- "РосБизнесКонсалтинг" в Интернете".

Со всеми, кроме...

Все это, будь оно сказано о каком-нибудь интернет-startup'е, могло бы составить замечательную историю успеха, под которую можно получать инвестиции, почет и чуть ли не ордена от интернет-правительства. Однако в ситуации, когда Сеть просто была использована для достижения своих целей компанией, вовсе не стремящейся возглавить списки интернет-звезд, ее победы могут служить нам скорее горьким уроком.

Мы спросили в РБК: "Есть мнение, что вы сейчас продаете самую дорогую баннерную рекламу в русском Интернете. Это так?" В РБК ответили: "Да, существует такое мнение, и оно, наверное, обосновано. Однако реклама в Интернете не является нашим приоритетным направлением. Это случилось параллельно нашей работе: если посещаемость сервера высока и если люди хотят давать рекламу, то почему бы и нет?" Мы спросили в РБК: "А возможно ли, что интернет-реклама станет одним из приоритетных направлений?"

В РБК сказали: "Нет".

Получается, что интернет-теоретики должны утереться, скомкать и выбросить в корзину отчеты о безмерных прибылях интернет-рекламы к 2000 году и пойти работать в офлайн. Интернет не стал самоценным. И непонятно, когда станет. Если вы хотите быть прибыльными -- либо ищите инвестиции и продайте свое будущее, либо постарайтесь применить Сеть к каким-либо бизнесам вне ее, если это им идет на пользу. РБК сделал тут, по большому счету, самое очевидное: использовал сеть передачи данных для передачи данных. Проблема была только в том, чтобы убедить офлайн, что это удобно и разумно. РБК повезло: конесерваторов убедил кризис. В условиях, когда сильнейшие выживают за счет гибкости, оперативности и технологичности, жизнь заставила даже самых закостенелых приверженцев бумаги начать думать. И РБК воспользовался этим. Оперативное реагирование на события офлайновой жизни -- вот первая причина успеха этого информационного агентства. Например, интернет-сервер всегда считался в РБК одним из перспективных направлений развития. Однако считать было недостаточно, нужно было вовремя принять соответствующее решение: этот сервер открыть.

Итак, секрет успеха от РБК:
1. Оперативное реагирование
2. Разработка технологий
3. Высокая оценка Интернета

Впрочем, в РБК считают, что отделять оперативное реагирование от технологии нельзя. Это, честно говоря, не заметно по сайту. Более того, когда начался стремительный рост его посещаемости, от технологий отказались: чтобы не перегружать сервер, в публичной новостной ленте были отключены возможности поиска и выборки, а с заглавной страницы были сняты java-аплеты.

"Мы считали, что за Интернетом будущее", -- вот слова РБК, которые мы не постеснялись бы начертать на флагах антикризисных демонстраций. Однако в агентстве говорят о другом лозунге: "Клиент всегда прав". Вероятно, неправ он только тогда, когда не считает, что за Интернетом будущее.

РБК -- ответы на извечные интернет-споры:
Q: Должен ли быть платным доступ к информации?
A: Открытой должна быть лишь часть информации, чтобы обогнать конкурентов.
Q: Интернет-реклама -- главный способ заработать деньги?
A: Нет, деньги надо зарабатывать, используя Интернет в своей неинтернетовской деятельности.
Q: Угрожает ли Интернет традиционным СМИ?
A: Нет, не угрожает. Бояться не надо. Будет не больно.
Q: "Что тут думать, трясти надо"?
A: Надо думать, когда вовремя начать трясти.

Что будет?

Как обычно, ничего неожиданного. Неестественный скачок интереса аудитории к финансовым новостям, опирающийся на страх потерять деньги, вынес РБК на гребень волны. Однако волна падает, а РБК не сделал ничего, чтобы на ней закрепиться. Да, пользователи пришли. Но что помешает им забыть о кризисном успехе этого агентства? Ничего, кроме статьи, которую вы читаете. Гений РБК не завел списков рассылки для своих посетителей, не поставил специальных программ типа тикеров -- не сделал ничего, что использовало бы инертность пользователей. Ошибки делают все и всегда. Вот и ошибка РБК.

Учись на ней, о читатель, ибо это не твоя ошибка. А чтобы было проще это сделать, мы нарисуем еще одну модель успеха РБК, успеха в сегодняшнем русском Интернете. Она проста. Верхние строчки рейтингов занимают заводы. Заводы по обработке информации. Не кустарные странички, не самодеятельные команды энтузиастов, хотя бы и очень умных. Но заводы. Где по конвейеру едут маленькие, аккуратненькие кусочки информации, и этих кусочков -- много. Почему мы так считаем? Очень просто: раньше лидером по посещаемости был anekdot.ru, а теперь -- rbc.ru (хотя мы и уверены, что к моменту выхода журнала в продажу РБК перестанет быть первым). Что у них общего? Да то, что десятки тысяч читателей приходят туда каждый день, и каждый день находят много маленьких, законченных сообщений, которые легко усваиваются. Анекдотов или финансовых новостей -- неважно. Для завода, производящего информационный fast food, неважно, чем кормить голодных -- гамбургерами или блинчиками. Важен процесс.

Кризис переключил моду на содержимое ежедневной порции информации с развлечений на новости. Хлеб оказался все-таки важнее зрелищ. Что будет дальше?

Не знаем. Это зависит от ситуации в стране. К сожалению, российский Интернет еще не настолько оторвался от государства и земли, чтобы быть привязаным к мировой, а не региональной ситуации. Понятно одно -- в гонке за трафиком в ближайшее время будут побеждать сайты, владельцы которых понимают, что хотят, знают свое место на рынке и готовы работать, чтобы превратить эти свои достоинства в какой-либо эквивалент денег: рубли, славу, трафик или любовь.

Что было

За первые полтора месяца кризиса пропускная способность интернет-подключения РБК выросла в 8 раз: с 512 кб/c до 3,2 Мб/c.

Стандартно сайт обновляется с 9 до 21 по рабочим дням. В периоды острых ситуаций редакторы работают из дома и в выходные, и в нестандартное время.

Средний возраст сотрудников РБК -- 25 лет.

10 тысяч показов рекламных баннеров на главной странице www.rbc.ru стоят 150 долларов, на внутренних -- 100 долларов. РБК называет цену за 10 тысяч показов, хотя стандартно в русском Интернете продают тысячами. Активно платные баннеры начали размещать на главной странице с середины августа.

Пик посещаемости сайта www.rbc.ru пришелся на голосование по кандидатуре Примакова в Думе: счетчик Rambler Top100 зарегистрировал 22 тысячи уникальных адресов за сутки.

Самые "горячие" часы на сервере РБК с полудня до 4 часов дня.

Второй по популярности раздел сайта www.rbc.ru после главной страницы -- курсы продажи наличной валюты в банках. Информация там размещается бесплатно, но проверяется, если цифры кажутся компании нереальными.

У РБК есть питерский филиал со своим веб-сайтом, расположенный по адресу: www.rbc.ru/spb/ . По большей части он содержит те же данные, что и центральный сервер, но предоставляет и локальную информацию: например, курсы валюты в банках Санкт-Петербурга.

РБК проводит анкетирование мнения посетителей сайта по общеполитическим вопросам. Каждый опрос продолжается около 2-3 дней. Самым популярным стал первый, "Альтернативные выборы премьер-министра", проведенный 3-4 сентября: в голосовании приняли участие 12 925 человек. Фамилии Примакова среди вариантов не было, победил Явлинский с 4506 голосами.

РБК утверждает, что добиться такой посещаемости позволила "правильная маркетинговая политика".

Коммерческие клиенты получают новости примерно на 20 минут раньше, чем посетители бесплатных страниц сайта РБК.

В московском офисе РБК работает чуть больше 150 сотрудников.

В начале октября у РБК было более 4 тысяч платных клиентов, не считая госструктур и СМИ, которые получают информацию бесплатно. До кризиса более 2 тысяч клиентов были подписаны на бумажные информационные материалы РБК. После интернет-прорыва компании число "бумажных" подписчиков упало, теперь их немногим больше полутора тысяч. Это произошло как из-за проблем с платежеспособностью у многих клиентов, работавших в погибших секторах финансового рынка, так и за счет перехода многих подписчиков на электронные средства доставки информации. В целом агентство сэкономило на печати и доставке, но не слишком: расходы сократились менее чем в два раза, зато выросли затраты на поддержание канала.

Незадолго до кризиса компания "РосБизнесКонсалтинг" открыла онлайновую игру Russian Stocks, в которой, как обычно, пользователь получает виртуальный миллион и спекулирует на виртуальном фондовом рынке. В игре торговали двадцатью наиболее ликвидными акциями из листинга Российской Торговой Системы, а игровые котировки соответствуют реальным ценам текущего дня с задержкой на 15 минут. Ближе к концу года РБК обещает выпустить еще несколько финансовых игр и утверждает, что, несмотря на падение реального фондового рынка, популярность игр от этого только выросла: профессиональные брокеры стали меньше играть в жизни, но торги для них -- как наркотик. Вот и приходится пользоваться онлайновым суррогатом.

Кстати, РБК был не единственным информационным агентством, запустившим в конце лета онлайновую финансовую игру. Первая ласточка -- игра Kremlin Wall Street (www.skate.ru/kws/) -- продемонстрировала еще почти год назад, что подобные интерактивные развлечения пользуются большим спросом. Теперь она пребывает в глубоком under construction. Однако свято место пусто не бывает. Альтернативы появились в конце лета: одна из них -- вышеупомянутая Russian Stocks, другая -- "Инвестор On-Line" (game.rk-audit.ru/game/enter.exe) фирмы "РК-аудит", известной своим многосторонним интернет-проектом list.ru.



9 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 232-01-36, Факс: 232-00-14