This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



9Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура


Все знают, что писатели-фантасты ценны вовсе даже не тиражами своих книг и не увлекательностью сюжетов. Главное в их работе -- планирование завтрашнего дня. Чем сумасброднее фантазии беллетристов, тем быстрее мы завтра будем ездить и вкуснее кушать. А кто придумал Интернет? Ищет

Владимир ГАКОВ
kovalch@adicom.ru


Сервер "Машина времени"


Все очень просто: сел, включил, поехал... Это я о машине времени. Она, кстати, уже давно построена и с честью прошла все ходовые испытания. Любители научной фантастики (science fiction) понимают, о чем идет речь. История фантастической литературы -- что это, как не бесконечные (хотя порой и хаотичные) вылазки в будущее. И не в одно -- свершившееся, единственное, наше, -- а в бесконечное количество тех, которых мы -- увы -- лишились. Дерзким путешественникам во времени не все удалось рассмотреть в грядущем, очень многое они просто не поняли -- или поняли превратно, -- но нужно быть снисходительными к тем, кто столетие или даже два назад писал об орбитальных спутниках связи или глобальной сети коммуникаций. Мы сами-то порой не видим того, что всего несколько лет спустя становится общим местом, унылой реальностью.

Только один пример. О полетах на Луну писали, как выяснилось, аж со времен античности; а о телевидении -- с XVII века. Однако вплоть до 1969 года, когда Нил Армстронг ступил на лунную поверхность, никому из писателей-фантастов не пришло в голову, что это историческое событие просто не могли не транслировать по телевидению!

История блистательных научно-фантастических предвидений -- и не менее впечатляющих ошибок -- может быть сформулирована в виде двух теорем.

Теорема 1. Отправляясь на поиски Индии, фантасты, как правило, попадают совсем не туда.

Теорема 2. Часто по дороге они случайно натыкаются на Америку.

Платон Афинский
(427-347 до н.э.)

Великий древнегреческий философ, основатель философии платонизма. Создал первую научную школу -- академию. До нас дошли в рукописях всего несколько десятков диалогов, среди которых интерес представляет, видимо, первая в истории утопия -- сочинение "Государство". Идеальное государство или Город по Платону -- это такое государство, которое управляется разумно: мысль, нисколько не потерявшая свою привлекательность за последние две с половиной тысячи лет. Как и положено, первая утопия приобрела свойства и первой же антиутопии: "правильными", "разумными" типами государственной власти Платон считал монархию и аристократию, "искаженными" -- все прочие, включая демократию. Среди прочих вредоносных поветрий, мешающих "правильному" функционированию Города, Платон предлагал искоренить фантазию, изгнать всех поэтов и запретить... детские игры. За что и заслужил полемически резкий, но отчасти справедливый титул "первого фашиста в истории" (В. Смилга). И понятие "платоническая любовь" -- тоже от него, от Платона...
Поэтому глупо ожидать, что в сочинении фантаста X, творившего сто лет назад, во всех подробностях описаны Интернет и киберпространство, устройства модемной связи или даже такое очевидное приобретение человечества, как Windows 98. Но очень трудно поверить в то, как давно и точно были предсказаны социальные проблемы, связанные с кибернетикой, средствами коммуникаций, Сетью и всем прочим. Фантаст Х предсказал именно то, что сегодня кажется нам суперсовременной реальностью...

Всегда любопытно, какими извилистыми тропинками блуждала фантазия писателей прошлого, вне зависимости от результата.

А теперь, имея все это в виду, отправимся гулять по Истории в поисках интересующего нас материала. Предпримем своего рода nightsurf, ночное путешествие по Сети. Сервером будет машина времени (fantasy://www.timemachine.sf), поисковой системой -- собственно, научная фантастика, понимаемая в самом широком смысле. Для удобства путешествия вообразите себе, что перед вами -- гипертекст из ссылок на книги и необходимых персонажей.

Путешествие первое

Куда поедем? И откуда?

Где начало той увлекательной игры в мировые сущности, которой с самого своего зарождения стала литературная фантастика?

В одной из статей по истории кибернетики в фантастике я уже предлагал стартовать от одного из сохранившихся чудес света -- и сегодня потрясающей воображение египетской пирамиды. Тоже ведь, если задуматься, результат использования первой в истории огромной "аналоговой машины": бесчисленного количества рабов, соответствующим образом организованных и беспрекословно подчинявшихся единственному программисту -- фараону Хеопсу.

Но если обойтись и без столь рискованных аналогий, то первым мудрецом и отчасти писателем-утопистом, который произнес слово "кибернетика", был античный мыслитель Платон.

В "Государстве" Платон впервые употребил греческое слово kyber-netes, применительно к делам государственного управления означающее впередсмотрящего (на корабле), или навигатора. "Кибернетика" по Платону -- это именно искусство управления; отсюда пошло и латинское gubernator...

Нет, не случайно во времена оны у нас запрещали кибернетику, называли ее лженаукой. Ясно ведь, что боялись не автоматизированных линий и не вычислительной техники...

Но поехали дальше.

Леонардо да Винчи
(1452-1519)

Великий итальянский художник ("Джоконда", "Тайная вечеря") и теоретик искусства, поэт, музыкант, ученый (механик, астроном, геолог, ботаник, анатом, физиолог, военный инженер), изобретатель, философ и пр. Второй такой гармонически и всесторонне развитой личности человечество не знало не только в эпоху Возрождения, но и в какую-либо другую.

Было бы странно, если бы нам не удалось обнаружить упоминаний о средствах информации и коммуникаций в легендарном "неосуществленном" наследии Леонардо да Винчи!

Кажется, не было такой творческой или научной области, где бы он не превзошел свою эпоху. Правда, чертежей компьютеров и принципов работы Интернета среди наследия великого итальянца пока не найдено (я все жду, когда это случится: где-то на заброшенном чердаке случайно обнаружат неизвестные досель дневники Леонардо, а там!..). Зато отыскали неведомые современникам провидца чертежи, к примеру, прототипа фото-и кинокамеры -- camera obscura, которую лишь столетие спустя изобрел Кардано. Это был прибор, на сегодняшний взгляд, чрезвычайно простой и наивный -- механическим образом "ожившие" под лучом прожектора "картинки", -- но за таким нехитрым устройством современному воображению несложно усмотреть будущее и кино, и телевидения, и компьютерные мониторы...

Кроме того, существенное усовершенствование, которым математика обязана Леонардо -- именно он ввел в научный обиход знаки "+" и "-"! -- если задуматься, тоже своего рода революция, подготовившая рождение информатики и кибернетики.

Но еще смелее в своих мыслях были писатели и фантазеры. Конечно, им не приходилось ломать голову над чертежами и расчетами, но ведь и высказать будоражащую, парадоксальную и нетривиальную идею -- тоже чего-то стоит!

Первопроходцем в интересующей нас области оказался, конечно, не кто иной, как Фрэнсис Бэкон.

Бэкон умудрился выйти вперед практически во всех мыслимых областях знаний! И уместить свой непостижимый каталог "идей и открытий на будущее" в небольшом неоконченном фрагменте. В одном из первых утопических произведений, перевернувших если и не мир (увы, читатели-современники редко оценивали новаторские идеи по достоинству), то хотя бы наши о нем представления. О нашей способности предвидеть. О границах воображения.

Фрэнсис Бэкон
(1561-1626).

Английский философ, писатель, политик, естество-
испытатель. Сделал блестящую карьеру при английском дворе -- виконт Сент-Олбенский, барон Веруламский, лорд-канцлер Англии (выше был только король). Выполнял тонкие дипломатические миссии, изобрел научный материализм, основы современной логики, науковедение -- а жизнь кончил в опале и нищете (попался на банальных взятках). Продолжал экспериментировать и на пенсии: умер, простудившись после опытов по замораживанию куриной тушки...

Я имею в виду неоконченный фрагмент под названием "Новая Атлантида", изданный вскоре после смерти опального лорда-канцлера Англии, в 1627 году. Спустя 19 лет после изобретения телескопа и спустя 8 после того, как Декарт придумал аналитическую геометрию.

Вот что рассказывают попавшим на неведомый остров путешественникам о чудесах науки, собранных в Доме Соломона -- прообразе всех нынешних научных академий:

"Есть у нас обширные помещения, где мы искусственно вызываем и показываем различные явления природы, как-то: снег, дождь... гром, молнию, а также зарождение из воздуха живых существ: лягушек, мух... Есть у нас дома света, где производятся опыты со всякого рода светом и излучением и со всевозможными цветами... Мы умеем также усиливать свет, который передаем на большие расстояния и можем делать столь ярким, что при нем различимы мельчайшие точки и линии. Здесь же производим мы опыты с окрашиванием света, со всевозможными обманами зрения в отношении формы, величины, движения и цвета, со всякого рода теневыми изображениями... Мы искусственно получаем радугу, сияния и ореолы вокруг источников света. А также воспроизводим явления отражения, преломления и усиления видимых лучей...

Есть и дома звука для опытов со всевозможными звуками и получения их... Нам известны также способы передавать звуки по трубам различных форм и на разные расстояния...

Есть у нас особые дома, где исследуются обманы органов чувств. Здесь показываем мы всякого рода фокусы, обманы зрения и иллюзии и тут же разъясняем их обманчивость. Ибо вам должно быть очевидно, что, открыв столько естественных явлений, вызывающих изумление, мы могли бы также бесчисленными способами обманывать органы чувств -- стоит лишь облечь эти явления тайной и представить в виде чудес".

Итак, что там -- телефон, телеграф, радио, кино, телевидение... Даже намек на голографию и иллюзорный мир "виртуальной реальности"! Кто больше?

Прежде чем иронически улыбаться над наивными картинами, нарисованными фантазией Бэкона, стоит еще раз задуматься над датой публикации "Новой Атлантиды".

1627 год. Только спустя 15 лет Блез Паскаль разработает принципы счетной машины, способной вычитать и складывать. И еще через 45 лет Лейбниц (вместе с Ньютоном) создаст математический анализ. Попутно усовершенствовав идею Паскаля -- научив машину недостающим двум действиям арифметики. И введет в обиход термины "функция", "координаты", "алгоритм", наконец, додумается до двоичной системы изображения чисел...

Уже тепло, верно? Но об этом -- в следующий раз.

(Продолжение следует)

Владимир Гаков (р. 1951). Критик, писатель, специалист в области научно-фантастической литературы. Автор сотен статей и четырех книг -- "Виток спирали" (1980), "Четыре путешествия на машине времени" (1983), "Темна вода во облацех" (1987) и "Ультиматум" (1989). Редактор-составитель первой русскоязычной "Энциклопедии фантастики" (1995); версия на СD-ROM (1997).



9 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 232-01-36, Факс: 232-00-14