This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Тема номера


Многие развлечения, хоть и кажутся уместными только для школьников младших классов, в киберпространстве выглядят вполне изящно и современно. Например, злонамеренное провоцирование партнеров по переписке, для вящей солидности называемое флеймом.


Флейм: основы программирования


Из всех искусств для нас важнейшим является наезд. (Из речи человека на броневике)

Алексей АНДРЕЕВ,
lexa@nevalink.ru

Согласно словарям (www.realtime-info.be/ encyc/techno/terms/95/33.htm), флеймом (flame) называется электронное письмо или сообщение в конференции Usenet, имеющее целью оскорбить, упрекнуть или спровоцировать адресата. Флеймом называют также сам акт посылки такого сообщения. Если адресат или другие читатели конференции отвечают на провокацию в той же манере, начинается "война флеймов" (flame war), состоящая в перестрелке оскорблениями и упреками. Считается, что эти термины возникли в начале 70-х в США. В большинстве электронных форумов ведение flame war рассматривается как нарушение нетикета (кроме мест, специально предназначенных для флеймов -- например, alt.flame).

В русскоязычной Сети вместо иноязычного flame часто используется термин "наезд", соответственно flame war превращается в "войну наездов" (хотя логичнее выглядело бы название "бодание" или, в крайнем случае, "бодун"). Иногда флеймовые перестрелки называют "дуэлями".

Среда

Хотя высококачественный наезд можно устроить и в личной переписке, настоящие войны возникают обычно в публичных местах (в случае перестрелки с помощью частной почты война заканчивается довольно быстро -- после одного-двух кругов взаимных наездов одна из сторон перестает отвечать). Публичные форумы выглядят заметно более привлекательными хотя бы потому, что здесь "наездник" справедливо рассчитывает на зрителей. Кроме того, тогда в перестрелку включаются другие любители наездов, и наездник, к примеру, может позволить себе пропустить две-три аргументированных публикации противника, выжидая, когда тот наконец что-нибудь ляпнет и можно будет ударить наверняка. В статье "Небо в Окне" (www.inter.net.ru/6/24.html) я сравнивал flame war с процессом лавинообразования: начальная статья-камешек порождает цепную реакцию. Опытного флеймера, как правило, интересует не наезд на какого-либо отдельно взятого индивида, но групповое оскорбление и превращение flame war в массовую свалку. В этом случае эффект оценивается количественно (длина цепочки ответов и количество вовлеченных в войну людей), реже -- качественно (наличие или отсутствие сильных по флеймерским понятиям ответов).

Таким образом, главной средой для "бодания" являются немодерируемые (неуправляемые) списки рассылки, конференции Usenet и ФИДО. В чатах красивые войны получаются редко. С появлением WWW "наездники" освоили web-boards и гостевые книги, где легко сохранить инкогнито, но нет никакой возможности для cross-posting (публикация флейма и цепочки ответов на него в нескольких форумах одновременно). Веб-обзор (kulichki.rambler.ru/kadet/) как способ наезда тоже неплох, но в этом случае должна быть продумана система оповещения читателей (если вы не постоянный обозреватель в периодическом издании). Если спровоцировавший перестрелку наезд вывешен на веб, обиженные чаще всего публикуют ответы на своих сайтах или в гостевой книге одного из дерущихся.

Технология

Для ведения "войны наездов", кроме необходимых доступа к Сети, умения писать и знания некоторых дат и цен, рекомендуется принять во внимание следующие аспекты. Во-первых, большинство "наездников" работают под псевдонимами. Соответственно, следует позаботиться о должном уровне анонимности (www.tamos.com/privacy/ru/anon.htm), а также ознакомиться с полезными советами по созданию виртуальных личностей (www.inter.net.ru/5/2.html). Некоторые флеймеры (о них ниже) дополнительно используют несложные хакерские (www.hackzone.ru) приемы -- обычно это подделка имен и адресов.

Кроме того, стоит заглянуть в пособия по ораторскому искусству и искусству ведения спора (особенно в духе "Анти-Карнеги" Шострома Эверетта), что сильно экономит время: чем мучиться и придумывать, легче почерпнуть готовые сентенции. Так, если какой-то американец намекнет вам, что у вас низкая зарплата, смело отвечайте классическим: "А зато у вас негров линчуют!" Читайте также советы опытных флеймеров, например С. Визнюка (www.art.spb.ru/frog/misc/viz.txt).

Позволим себе привести несколько пунктов из его эссе "Как разгромить врага в ньюсах. Краткий курс":

  • Никогда ничего не доказывайте. Всегда только утверждайте.
  • Цитируйте только то, что может пойти вам на пользу.
  • Никогда не выказывайте раздражения в своих статьях, что бы не написали ваши враги. Это только вызовет ликование у противника.
  • Всегда сохраняйте копии своих статей. Через некоторое время (скажем, через год) вы обнаружите, что легче послать слегка измененную старую статью, чем сочинить новую.
  • Никогда не пишите статьи длиной более 50 строк.

    Типология

    Возвращаясь к аналогии с лавиной, можно утверждать, что эффективность флейма определяется вовсе не количеством использованных ругательств или точностью приводимых фактов. Только психически неуравновешенный новичок купится на развязное письмо, сообщающее, что он дурак, а его сайт/стих/компьютер -- просто отвратителен. Опытный флеймер не кидает кирпичи в железную дверь противника -- он ищет слабые места в его обороне и бросает туда маленький камешек, скорее даже не камешек, а семечко баобаба. Не каждый раскроет свои слабые места сразу -- нужно проявлять наблюдательность и помнить, что поймать можно всегда и каждого. Человеку, допускающему орфографические ошибки, советуют приобрести спеллер или азбуку для умственно отсталых. Тому же, кто, наоборот, пишет слишком грамотно -- рекомендуют перестать читать на ночь словари и завести, наконец, подружку.

    Вышеприведенные примеры относятся к проколам, за которые можно зацепиться, предварительно почитав статьи противника. Обнаружив трещину в обороне, туда стоит вогнать клин и начать расшатывать. Вот маленький пример из сетевой дискуссии, где речь шла о проблемах нарушения копирайта (имена и названия опущены) Одного уважаемого провайдера обвиянют в копировании чужого сайта. В ответ сотрудник этого провайдера пишет:

    Мы не нашли на оригинальной странице никакой ремарки, запрещающей тиражирование этой информации, а это означает, что она может быть свободно использована кем угодно.

    Ответ a la flame:

    Я уверен, что в оригинальном офисе провайдера ни на одной стене нет ремарки "Поджигать этот офис и бить морду сотрудникам нельзя". Означает ли это, что все мы можем поджигать офис провайдера?

    Реакция ("клиент повелся"):

    Уровень Вашего понимания законодательства мне понятен. Непонятен только хамоватый тон. Я буду вынужден передать данные об инциденте Вашему провайдеру и нашей службе безопасности.

    Тушение флейма:

    Приношу извинения за мой тон. Дело в том, что я негласно являюсь "ответственным за политическую корректность и вежливость Русского Интернета", а это очень сложная работа, требующая особого чувства юмора. Я вовсе не планировал поджог вашего офиса, это был лишь шуточный пример логической цепочки, адекватной Вашей.
    Счастья вам и радости!

    L e x a

    Другой вид флейма -- массовый -- бьет по общим зацепкам. Не нужно читать все статьи конференции, чтобы понять, что в большой группе тусующихся там людей наверняка есть несколько человек, пользующихся программным обеспечением фирмы Microsoft. Естественно, к примеру, предположить, что все они -- некрофилы. Известно также, что все зло в мире идет от фидошников, которые Христа распяли. Наиболее удачно работают массовые наезды на базисные человеческие свойства -- расовую принадлежность, вероисповедание, сексуальную ориентацию и т.п.

    Более тонкий метод ведения flame war -- злонамеренное стравливание людей друг с другом. Не удивляйтесь, если узнаете, что человек, кричащий в конференциях о превосходстве армян над азербайджанцами -- эскимос. Чтобы раздуть громкую войну, достаточно просто поддакнуть в нужном месте и в нужное время, а затем сидеть и наслаждаться побоищем в качестве простого зрителя. Например, в гостевой книге "Вечернего Интернета" (www.cityline.ru/vi/) вы можете бросить замечание, что Антон Носик -- журналист из "Московского Комсомольца", отсюда все его огрехи. Дальше вам останется только наблюдать, как сам Носик спорит с теми, кто терпеть не может "Московский Комсомолец".

    Один из самых злостных способов флейма-натравливания -- cross-posting (отсылка одного сообщения в несколько ньюс-групп). Даже если человек отвечает на наезд вполне миролюбиво, не думая кого-либо оскорбить, он не всегда проверяет, в какие конференции полетит его ответ (по привычке думая, что только в одну). И, естественно, на следующем шаге его уже будут пинать за то, что он залез со своими русскими проблемами в soc.culture.bulgaria и еще пятнадцать ньюс-групп. Самый изощренный трюк в арсенале опытного флеймера -- подделка адресов и имен. В гостевой книге литературного конкурса АРТ-ТЕНЕТА (www.art.spb.ru/konkurs/guestbook.html) неизвестные флеймеры мистифицировали окружающих, подписываясь именами литераторов Д. Кузьмина (www.zhurnal.ru/slova/teoriya/dor-kuz/kuzmin.html) и А. Житинского (www.zhitinsky.spb.ru). Понятно, в кого летели ответные камни обиженных, не распознавших подделки. Для разжигания такого варианта flame war вам нужно лишь выбрать подходящую тусовку или персонажей. (www.cityline.ru/vi/01apr1998.htm)

    В заключение этого обзора отмечу еще один интересный вид флейма, который можно назвать "научно-художественным". Это -- публикация (часто -- довольно вежливая и деловая) провокационной теории или выдуманного факта или рассказа/стихотворения, где действующими лицами являются "присутствующие". В сущности, такие лжетеории и литературные произведения не считались бы флеймами, если бы не сам факт их публикации в соответствующих местах и с соответствующими ссылками, то есть с явным расчетом на неадекватную реакцию. Из свежих примеров могу привести "День ллойгора" www.zhurnal.ru/nepogoda/story.htm) и "Тайные записки Мэри Шелли" (www.purga.spb.ru/agrup/).

    Народно-хозяйственное значение

    Говоря о флейме, обычно выделяют только одну его функцию: саморекламу по типу "ломать -- не строить". Действительно, редкий старожил ньюс-группы soc.culture.russian не слышал имени Dragon Fly, а деятельность лихой "наездницы" Кати Деткиной уже причислена к произведениям искусства (жанр -- сетевая "power play"). Но есть у флейма и другой аспект, который часто норовят упустить из виду: само желание общения, акта коммуникации. Вот что пишет по этому поводу Визнюк в своем "Кратком Курсе": "Если вы думаете о себе как о несущем какую-то [важную] миссию в Usenet-е, пойдите проспитесь и это пройдет".

    Люди никогда не играли бы в футбол и в преферанс, если бы эти занятия состояли только в передаче денег и призов от побежденного к победителю. Поняв игровой аспект flame war, мы можем выделить и некоторые полезные функции этого, казалось бы, ненормального способа времяпрепровождения. Во-первых, оттачивание ума и языка, как это происходит в фидошной конференции ru.duel.rhyme, где проводятся дуэли в рифмах (на WWW читается через spektr.orc.ru/_-0/fido/ru/). Другим несомненно полезным элементом флеймов является критика (как в гостевой книге литературного конкурса АРТ-ТЕНЕТА). Анонимная критика имеет свои достоинства -- как бы ни оскорблял вас флеймер, во многих случаях анонимность позволяет ему говорить именно ту правду, которую вы не услышите от знакомых, берегущих свое доброе имя и хорошие отношения с вами.

    В общем случае, flame war -- это проверка коммуникативных способностей человека. Воздействие флеймовой среды сходно с "двойным культурным шоком", который испытывают люди, побывавшие в другой стране. Сначала шокирует грубость наездов Usenet'a -- зато потом, вернувшись из перестрелок в спокойные веб-чаты, со скукой воспринимаешь все эти "Кроватки" (www.krovatka.ru), где взрослые вроде бы люди часами разводят однообразные слюни-смайлики. Приходя в новую среду, флеймер может выступать и как "санитар леса", и как хороший организатор. Вспомните, как иногда хаотичное месиво несерьезных реплик электронного форума сменяется организованным отпором, состоящим из глубоких, продуманных статей, -- и все это в ответ на небольшую провокацию-флейм. Стоит заметить, что со многими интересными людьми Сети автор познакомился и подружился именно во флеймовых перестрелках. Например, с Мареком Луговски, самым шумным скандалистом конференции rec.art.poems и редактором A Small Garlic Press (www.enteract.com/~asgp/) -- в этом издательстве через год после нашего знакомства вышла моя книжка. Вот и вся мораль: кто не рискует, тот не пьет шампанского.



  • 8 FAQСледующий материалКнига отзывов
    К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

    Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
    Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
    Copyright © 1997-1998 Netskate
    Netskate E-mail: imag@netskate.ru
    Телефон: 245-45-84