This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Тема номера


Американцы не сильно отличаются от нас. Они любят McDonalds, мы -- водку. Они жить не могут без машины, мы с удовольствием ездим в метро. Они считаются работягами, у нас загадочная душа. Наконец, они играют в бридж, мы -- в преферанс. И тут мы в выигрыше: в спортивный бридж через Интернет особенно не поиграешь (какая уж там торговля, когда партнеры могут без труда уединиться в ICQ), зато преферанс -- это то, что надо.

"Нам повезло, что у нас есть преферанс со спонтанно складывающимся коллективом", -- говорят создатели "Марьяж Интернет Клуба" (www.marriage.ru , pref.bn.ru). Рассказывает

Александр ГАГИН,
gagin@inter.net.ru


До свидания, ловкость рук


С марта на их сервере расписывали пулю уже 7 тысяч игроков, и в самые жаркие часы с игровым сервером соединяются до 100 человек одновременно. Однако такой успех дается непросто: помимо решения обычных для сетевых предприятий проблем, создателям клуба приходится думать над новыми аспектами игры, которых в доинтернетовском преферансе попросту не было. Проще говоря, изобретать спортивный преферанс.

Верн предсказал подводные лодки, Уэллс -- "Марс атакует", а О'Генри -- Интернет. Песенка из фильма "Трест, который лопнул" по мотивам его произведений навсегда утвердила: миром правят три страсти -- любовь, азарт и власть. Персонажи О'Генри, сойдя с книжных страниц в WWW, незамедлительно продемонстрировали, что основы управления миром, в общем-то, не сильно изменились за прошедшие десятилетия. Тему любви отработали уже почти до конца (помните, что значит неологизм clickthrough farmers?). Власть замаячила на горизонте, но здесь все чудеса еще впереди. Азарт же был, есть и будет. Но, что интересно, в своих явных проявлениях -- в традиционных азартных играх -- он почти не виден. Флейм (читайте о нем в статье Андреева), MAKE MONEY FAST, баннеры -- этого было сколько угодно. А вот положение сетевых казино пока выглядит несколько двусмысленно. Говорят, в Америке (в оффшорах?) фактические прибыли организаторов сетевого азартного досуга давно превысили наживу их коллег, реально обладающих большими залами и дорогим зеленым сукном. Но это только слухи -- поди проверь. Зато несложно предположить, что в России такие виртуальные предприятия практически отсутствуют -- во всяком случае, их активная деятельность невооруженному глазу незаметна. Если не учитывать, конечно, многочисленных рассказов сотрудников интернет-кафе о том, как они своими глазами наблюдали, как тысячи долларов перетекают в "виртуальный МММ" (см. статью на стр. 26). В остальном все столь же соответствует человеческим законам, сколь противоречит писаным. И интерес к развитию этой темы не растет лишь благодаря ее общей сомнительности, но подогревается одной простой идеей: азартные игры -- как раз то место, где привычные к всеинтернетовской халяве пользователи готовы платить.

Впрочем, Юрий Яковлевич Шатун, один из организаторов "Марьяж Интернет Клуба", утверждает, что надежды на финансовую сознательность игрока наивны: халява в Сети была, есть и будет, и бороться с ней невозможно. В онлайновом "Марьяже" правила денежного участия понятны: существует четыре зала. В первом, "дубовом", можно играть бесплатно. Скачиваете себе специальную программу, бесплатно регистрируетесь на сервере, подключаетесь и можете играть. В "дубовом" зале можно заглядывать через плечо ("кибитцировать") игроку в "серебряном" зале и следить за ходом соревнований в "турнирном". Он открывается только для турниров (которые проходят сейчас примерно раз в месяц) -- на основании рейтингов отбираются лучшие игроки, которые в течение двух дней решают, кто из них лучший. Участвовать в турнире могут только члены клуба. Они бывают разных мастей -- есть игроки из "серебряного" зала (членство в нем стоит 10 долларов в месяц, и, в отличие от "дубовых" гостей, результаты партий запоминаются), а есть -- из "бриллиантового". Им членство обходится дороже -- в полсотни, но принимают туда не всех. Это -- закрытый клуб. Сегодня, если вы пришли с улицы, игра в интернет-преферанс на деньги вам заказана. Игрокам "серебряного" зала меркантильный азарт недоступен. Он -- удел элиты, ряды которой пополняются со всей тщательностью. В ряды избранных принимают исключительно по рекомендациям, обычно тех, кто хорошо зарекомендовал себя в "серебряном" зале. Такая осторожность понятна: виртуальный канделябр слишком нематериален, в случае чего конфликт решить будет сложно. Да и с банальным хамом дело иметь никому не интересно. Со временем игра на деньги станет доступна всем платным членам клуба (а пока она и в элитном лишь в порядке эксперимента). Тогда же приобретет значение и "золотой" зал, смысл в использовании которого пока отсутствует: членство в нем дороже, но в отсутствие игры на деньги он больше ничем не отличается от "серебряного". С появлением в игре презренного металла разница станет ощутима: в серебряном играть будут по 10 центов за вист, в "золотом" максимальная цена виста составит от 20 до 50 центов, а в "бриллиантовом" -- ограничения не предусмотрены. Дело лишь за правилами и регламентом: они должны быть безупречны и нести в себе решения всех возможных споров, "чтобы комар носа не подточил". Что, скажем, делать, когда на недоигранном мизере рвется связь? Сейчас такие ситуации, предварительно изучив расклад, решают арбитры. Они пользуются уважением и мотивируют свои решения, но все-таки деньги могут внести заметные сложности в эту схему. Однако только они способны сообщить игроку чувство ответственности -- чтобы не дурил. Согласно итогам опроса пользователей, проведенного в августе прошлого года, 65% членов клуба высказались за введение игры на деньги. Кстати, клуб устроен таким образом, что проиграться в пух и тихо исчезнуть, забыв выложить деньги на сукно, здесь нельзя: сначала игрок вносит "залоговую" сумму, и лишь затем ему позволительно играть.

Клуб находится в непрерывном развитии. Наращивается программа-клиент, недавно изменилось оформление веб-сайта, тестируются новые сервисы и возможности. Так, когда готовилась эта статья, для игроков "дубового" зала был включен рейтинг. Это, кстати, тоже интересная особенность онлайнового преферанса: рейтинг позволяет играть игрокам разной силы в спортивном соревновании. В зависимости от результатов предыдущих партий, у игрока есть некоторый рейтинг. Когда несколько человек садятся писать пулю, в зависимости от текущего рейтинга им назначается план: если мой рейтинг выше, чем у партнеров, то я должен обыграть их на определенное количество вистов, которое высчитывается по хитрой формуле. Если я выполнил задачу, то мой рейтинг повышается. Если не получилось (слабый оказался сильнее) -- наоборот понижается. Таким образом, самый позорный проигрыш по вистам в принципе может привести к спортивной победе.

Впрочем, введение рейтингов для "халявщиков" оказалось не во всем гладким: тут же нашлись любители смошенничать. Но слишком по-детски: подключается команда из трех человек и начинает играть несколько своеобразно -- два хитреца постоянно садятся на десятерной, пока третий собирает висты, и его рейтинг взмывает к небесам, как в свое время акции Netscape. Детство и глупость, конечно, но неприятно.

Разработка взвешенной системы рейтингов -- не единственная сложность для спортивного преферанса. Схему проведения турниров приходится придумывать заново. Привычные и проработанные за более чем полвека способы организации бриджевых турниров здесь, к сожалению, не работают. Да и коммерческое мышление тоже находит свое отражение в правилах: скажем, игрок, завоевавший себе место в полуфинале, может при желании передать его любому другому -- ведь он его заработал. Впрочем, и в ситуации, когда игрока нет (а выяснить, где он, через Сеть далеко не всегда возможно), его заменяет следующий человек из списка: семеро одного не ждут. То есть ждут, но не больше четверти часа.

Сетевая версия отличается и другими "странностями". Хотя по причине "заочности" и кажется, что игра в онлайне длится дольше обычной, на самом деле через сеть играть быстрее. Сыграть партию длиной до 10 в пуле занимает в среднем минут 20. Время экономится за счет того, что раздает компьютер. Опытные игроки жалуются, что после долгой игры в Сети руки отвыкают и быстро устают от тасовки и сдачи. В интернет-преферансе можно определять тонкости игры (можно ли уходить без трех, надо ли обязательно завистовывать 6 пик, etc), причем не голосованием игроков за столом, а по общему согласию. За безупречным выполнением правил следил Дмитрий Станиславович Лесной -- по основной профессии журналист, но плюс к тому легендарный игрок. Он и сам сейчас время от времени играет в интернет-клубе. Он же стоял у истоков создания компьютерной игры "Марьяж", с которой можно было играть на своем компьютере безо всякого Интернета. Кстати, компьютерный игрок из этой программы не был перенесен в онлайн просто потому, что он, как говорят устроители, никому не нужен в ситуации, когда в любое время суток можно найти себе живого партнера. Да и играл он слабо.

"Мы за то, чтобы в клубе появились известные люди, -- говорит г-н Шатун. -- Например, у нас играет Леонид Якубович, и ему очень нравится. Сначала, правда, сильно нервничал -- злился на тугодумов".
Дороги этих двух вариантов "Марьяжа" -- онлайнового и несетевого -- идут параллельно. У них отдельные программы, отдельные тусовки, отдельные турниры. Разве что они поддерживают друг друга информацией. Разделены эти игровые среды в первую очередь потому, что Интернет доступен далеко не везде. Зато его наличие позволяет играть в турнирах без промежуточных географических стадий. Преферансисты, по словам г-на Шатуна, поделены сегодня на две группы: те, у которых есть Интернет, и те, у которых еще нет.

Смотреть часто бывает приятнее, чем играть самому. Да и не всегда можно найти время, чтобы сыграть полноценную партию. А вот зайти в клуб и понаблюдать за игрой других -- дело недолгое и ни к чему не обязывающее -- пойти покурить можно в любое время.
Всего этого добилась небольшая, по сути, компания: в проекте задействованы в той или иной степени всего 7 человек. Сервер был запущен 25 июля 1997-го -- недавно ему исполнился год. Тогда для подготовки к старту потребовалось три месяца. Скоро на той же программной базе заработает сервер, где можно играть в "дурака". "Мы сделали мини-нетскейп для карточных игр", -- говорит о клиентской программе Александр Багров, занимающийся программированием этой части проекта. В планах запуск новых игр и прочие, более серьезные вопросы: обработка кредитных карточек и шифрование передаваемых данных. "Замечательные спецы по криптографии пишут нам софт, -- говорит г-н Шатун. Его не очень волнуют правительственные запреты в этой области. -- Разве нам требуется на это разрешение? Это наша внутренняя игровая информация, и нельзя нам запретить ее шифровать. Тем более что сильной криптографии и не требуется: чтобы злонамеренно использовать игровую информацию, ее нужно расшифровывать практически мгновенно. Через десять минут в ней уже не будет пользы".

В "Марьяж Интернет Клубе" можно играть по разным правилам: участники согласовывают их перед партией (множество разных вариантов настраиваются в программе). Если речь идет о базовых схемах, то наиболее популярен "Ленинград" -- это 80% партий, "Ростов" -- 15%, "Сочи"-- оставшиеся 5%.
Юрий Яковлевич не очень-то распространяется о коммерческой стороне вопроса, однако говорит, что пропорции примерно известны: когда в "дубовом зале" будет 3000 игроков, то в "серебряном" -- 600, в "золотом" -- 100 и в "бриллиантовом" -- 30-50. Впрочем, особенно любопытные легко могут посчитать все сами: игроки разного статуса отображаются в программе разным цветом. Скажем, игроки "серебряного" зала покрашены синим. Что нельзя сделать на глаз -- так это предсказать, какое будущее ждет онлайновый преферанс в частности и азартные игры в Интернете в целом. Как Сеть изменит отношение к играм? Как может измениться структура индустрии развлечений? Что станет делать по этому поводу государство и правоохранная система? Сегодня вопросов больше, чем ответов. Это минус. Но все зависит от нас. И это плюс.



8 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84