This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



Космическая жизнь


В начале июня Москву посетил профессор Станислав Гроф, знаменитый исследователь действия психотропных препаратов на мозг человека. В числе прочих публичных выступлений Гроф прочитал лекцию (в Институте Философии), темой которой был "терапевтический потенциал необычных состояний сознания". Однако на непрофессиональный взгляд речь шла вовсе не о медицине. Профессор излагал основные положения своей последней книги "Космическая Игра", недавно опубликованной и по-русски. Как утверждает аннотация, "основываясь на обширных клинических данных, Гроф предлагает блестящий синтез психологии и религии". Долгие годы исследований химических и физиологических психоделиков привели Грофа к выводу, что сознание -- вовсе не продукт мозга: "Вы ведь посмеетесь над человеком, который станет ковыряться внутри телевизора, пытаясь понять, почему каждое утро в 11 часов показывают мультфильмы". По его мнению, сознание -- это иллюзия, созданная вселенским разумом в рамках великой космической игры, в которую Оно играет само с собой. Такой мистицизм нисколько не противоречит достижениям естественных наук: Оно задало правила игры и смотрит теперь, как презабавно развивается система.

Эта модель нам знакома: в 1970-м Джон Конвей (John H.Conway) создал игру под названием "Жизнь" (Life). Неизвестно, применялось ли тогда к изобретению слово "игра", -- оно было разработано как машина Тьюринга и впоследствии применялось в исследованиях Artificial Life. Правила игры просты донельзя. Каждая клетка шахматной доски может быть жива или мертва: ее состояние на следующем ходу зависит от числа живых соседей сейчас. Если их слишком мало или много (меньше двух или больше трех), то клетка умирает. Если двое -- состояние не изменяется (если была жива -- живет и дальше, если была мертва -- так и остается мертва). Если живых соседей трое, то клетка на следующем ходу тоже оказывается жива, вне зависимости от того, что с ней сейчас. Правила игры, казалось бы, тривиальны, однако события в такой вселенной происходят невообразимые. Справа -- покадровая история жизни системы ("для красоты" программа зеркалирует жизненное пространство клеток по горизонтали и вертикали, наподобие калейдоскопа). Вполне кислотные узоры.

Ссылки:
web.redline.ru/~ftptpi/ -- Трансперсональный институт, издатель русских переводов книг Грофа и организатор его визита в Москву
www.breathwork.com -- Ассоциация холотропного дыхания -- физиологического психоделика, разработанного Грофом
www.yahoo.com/Science/Artificial_Life/Conway_s_Game_of_Life/ -- Cоответствующий раздел в Yahoo!
www-win.lanck.ru/homepage/bron/book.htm -- Электронное издание книги Владимира Бронникова "Искусственное ограничение естественного интеллекта или новые игры для детей и взрослых", которая так и не вышла в редакции "НАУКА"
home.global.co.za/~maarten/Life.htm -- Заставка, с помощью которой получена картинка справа


8 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84