This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Технология


Сыграем в отгадайку. Скажите, о каком интернет-провайдере идет речь? Он подключает людей к Сети с 1989 года. Среди его клиентов есть граждане 50 стран. Его услугами традиционно пользуются посольства. Этот ISP выпустил уже третье издание своего собственного учебника Интернета. Среди его пользователей больше учителей и домохозяек, чем физиков и программистов. Он поддерживает роуминг по 250 городам России. Провайдер, который подключает к Интернету жилые дома. Его центральный веб-сайт живет и дышит, постоянно развиваясь (а всего поддерживается 14 своих серверов, показывающих 80 тысяч баннеров в сутки). Dialup-услугами которого в течение одного месяца пользуются 10 тысяч человек. Каждый из них может завести себе группу в телеконференциях (и заводит) и позвонить ночью в службу поддержки для того, чтобы просто поговорить. И с ними говорят. Потому что их любят. И вообще делают свое дело с душой, теплом, по-семейному. Не зря на логотипе -- сердце. Угадали? Да, это -- "Гласнет" (www.glasnet.ru). Рассказывает

Александр ГАГИН,
gagin@inter.net.ru


Гласность + Network = Любовь


У Гласнета есть и еще одна интересная особенность. Его, в отличие от старых коллег, основал не компьютерщик. И, в отличие от новых, не бизнесмен. Анатолий Александрович Воронов, нынешний президент компании, -- профессиональный журналист. Однако, надо полагать, всегда был неравнодушен к нашим электрическим штучкам, коль скоро в 1989-м, когда "Московским Новостям" нужно было послать кого-нибудь на пресс-конференцию, которую проводили американцы совместно с "Международным фондом за выживание и развитие человечества" и которая была посвящена применениям коммуникаций к раздуванию перемен, -- тогда на нее от МН отправился именно он. Анатолий Александрович уже был знаком с компьютером, понимал, что такое модем, и потому слушал доклады с большим интересом, задавал вопросы и после разговорился с Дэвидом Коппером, представителем Ассоциации за прогрессивные коммуникации (www.apc.org). Этот разговор перерос в дружбу, активное обсуждение поднятых проблем в электронной переписке и в понимание, что нужно делать Сеть, потому что именно через компьютерную сеть можно сделать настоящую Гласность. Когда это случилось, история умалчивает. Зато известно, когда впервые Гласнет был упомянут в прессе -- в январе 1990-го об "Ассоциации пользователей компьютерных сетей Гласнет" написала газета "Известия". Именно под таким названием была создана общественная организация, зарегистрированная в Министерстве юстиции под номером 405. Сначала Гласнет не был коммерческим провайдером (glas.apc.org). Американцы были очарованы Горбачевым, слово "перестройка" рокотало в их воображении недостижимой революцией, они верили в лучшее и готовы были помогать. Это именно американцы придумали название Гласнет, объединив слова Glasnost и Network. "Хорошо еще, что благозвучное получилось, -- шутит Гласнет, -- могли бы окрестить и "Перенетом". Заокеанские прогрессоры помогли не только с названием. Они дали оборудование, они пригласили Александра Зайцева, нынешнего технического директора компании, на обучение, где в течение нескольких месяцев объясняли, как и что должно работать. Они выделяли гранты, на которые финансировалась работа с Сетью учителей, правозащитников, экологов, неформалов и других гарантов открытого общества. Именно эти профессии, в первую очередь, обеспечивала связью АПКС Гласнет. Для них делались тематические телеконференции, им помогали получить прок от Интернета, на них все ориентировалось, на этих 50 пользователей, обслуживавшихся тремя модемными линиями в 1990 году. И делалось это довольно успешно -- с момента основания и примерно до 93 года удвоение количества пользователей проходило раз в два-три месяца, и их общее число достигло двух тысяч, что по тем временам было немало. Позже с грантами стало хуже, рост замедлился, и стало понятно, что нельзя все время полагаться на западную помощь, -- пора вставать на ноги самим, выбрав коммерческие рельсы. Помощь и обеспечение учителей, разумеется, не прекратились, но акценты были перенесены. Теперь Гласнет говорит, что это было верным решением -- Старший Брат, Ассоциация за прогрессивные коммуникации этого вовремя не сделала и теперь, будучи провайдером для тусовки, испытывает экзистенциальный кризис: пытается найти свою нишу, пробует работать с контентом. А Гласнет вовремя отреагировал на изменившуюся ситуацию -- и продолжил рост. Теперь он был уже не таким скорым, удвоение числа пользователей происходило сначала за пять месяцев, потом за девять, сейчас за год. Но рост не прекращается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то ограничивают этот рост только технические мощности. Получение телефонных линий в сегодняшней Москве -- серьезная проблема. Если бы ее не было, набирать новых пользователей можно было бы гораздо быстрее. Например, сегодня Гласнет практически не использует доступные ему рекламные возможности. Это попросту не нужно. Приток неофитов обеспечивается известным механизмом "спроси соседа". Двадцать тысяч любимых клиентов (за восемь лет с Гласнетом поработало очень много людей) -- достаточный задел, чтобы добрая слава не давала отдохнуть мощностям провайдера. Если поисковую машину спросить о Гласнете, то вы получите множество домашних страничек, озаглавленых как-то вроде "Мое знакомство с Гласнетом". Именно так -- как человека -- называют они своего любимого ISP (потому и я придерживаюсь того же стиля). И это понятно -- ситуация симметрична, так же к пользователям относится и Гласнет. Как с первых дней в Сети Гласности к каждому относились как к Человеку, и любой пользователь мог позвонить напрямую техническому директору, пожаловаться, что у него что-то там барахлит, так до сих пор это отношение сохранилось. Еще совсем недавно каждый сотрудник компании -- вплоть до бухгалтера и директора -- в обязательном порядке дежурил в службе поддержки -- "чтобы на своей шкуре знать проблемы пользователя", как выразился Гласнет. Теперь это невозможно просто потому, что техника развилась, вопросы стали сложнее и требуют специализации. С точки зрения правильного бизнеса это, конечно, бред. "Другие компании очень правильно сразу организовывались, -- говорит Гласнет. -- А мы росли, и у нас произошла удивительная эволюция от полусамодеятельной группы до бизнес-структуры". Раньше можно было собраться всем сотрудникам и посидеть, поговорить, выпить. Теперь сложно физически найти помещение, где бы могли вольготно расположиться более 50 человек.

Но хотя собраться и нельзя, дух семейственности чувствуется в здании в Газетном переулке, где расположен сегодня центральный офис Гласнета (техники и программисты сидят отдельно). Впрочем, семейственность -- не очень удачное слово. Лучшую аналогию предложил Андрей Себрант, директор по маркетингу и лицо Гласнета в интернетовской тусовке. Сплоченность этого провайдера сродни сплоченности рабочих групп физиков 70-х, когда не могло возникнуть ситуации, чтобы свежепришедший сотрудник спросил, до скольких здесь рабочий день. В физике этот дух стал теряться. И нашелся в Гласнете. У Гласнета.

Истории из жизни Гласнета

Однажды один интернетовский журнал вложил в номер рекламный листочек, на одной стороне которого был пароль на несколько бесплатных часов от Гласнет, а на другой -- от питерского провайдера. Но на обратной стороне питерцы забыли написать, что код 812 и телефон в их городе. Бабушке, чей московский номер совпадал с модемным в Санкт-Петербурге, посыпались звонки. Скоро, не выдержав напора, она обратилась в милицию. Там ей выдали телефон с определителем номера. Это не очень помогло. Тогда бабушке помогли поменять телефонный номер.

А Гласнет подарил ей новый телефонный аппарат -- за перенесенные мучения.

Однажды у Гласнета открыл счет посол Монголии. Имя пользователя mongolia. И позвонил потом в службу поддержки -- соединение не работало. Как только с ним не мучились: и то проверяли, и это. Наконец, спросили: -- "А Вы логин не в нижнем регистре набираете?" "Как, -- возмутился посол. -- Имя моей страны с маленькой буквы?!"

Однажды пожилая дама подключилась к Гласнету. Приехала домой, стала подключаться. Подключилась. В момент подключения случайно отключили электричество. Когда вернули, на диске (выключенном без парковки) обнаружились ошибки, и с диска пропал Microsoft Word. Дама позвонила в службу поддержки: "У меня ворд в модем ушел!"

Однажды, разгребая логи (протоколы программ связи), Гласнет обнаружил, что один из пользователей набезобразничал: слал неправдоподобно много почты, матерился в чате и всячески хулиганил. Пришлось ему заморозить счет. Утром позвонили из посольства Бангладеш и возмущенно потребовали восстановить дипломатическую связь. Оказалось, послу купили компьютер, в комплектацию которого входил модем и подключение через Гласнет, но пароль стащил какой-то хакер ("коробочное" имя пользователя обычно не осмысленно -- набор букв и цифр). Вероятно, хакер и веселился ночью. Если, конечно, не предположить, что это посол матерился на чистейшем русском языке.

Однажды в службу поддержки позвонил человек, который знал по-русски одно лишь слово -- "девушка". И по английски не знал ни слова. Кажется, он был китаец. Это ему не помогло -- счет все-таки открыли.

Во всех серьезных компьютерных сетях есть naming policy -- принцип присвоения имен компьютерам. Скажем, у провайдера Sovam Teleport (www.sovam.com) были два сервера -- Сцилла и Харибда. Firewall Национальной Службы Новостей -- единственная их машина, которая видна из Интернета, помимо веб-сервера (www.nns.ru) -- зовется Дракулина. В Ситилайне (www.cityline.ru) сервера называют по именам диктаторов -- Бокасса, Пиночет, Полпот. У Гласнета тоже есть naming policy. Здесь предпочитают зоологию, особенно орнитологию. Первые два выделенных веб-сервера были названы Орлом и Кондором. Когда, спустя годы, пришло время использовать для виртуальных серверов машины с Windows NT, им тоже дали птичьи имена: Индюшка и Гусь.

Однажды в службу поддержки позвонил негодующий пользователь: "У вас ничего не работает!" -- заявил он. "Что не работает?" -- пытался уточнить Гласнет. Пауза... "А... Пока вас дождешься, все уже работает!"

Однажды у пользователя Гласнета украли компьютер, в котором был записан пароль для доступа к Гласнету. Вор позвонил и безнаказанно истратил все оставшиеся на счету 127 минут до конца -- на серийных телефонных линиях Гласнета не было определителей номера.


Лена Юрханова.
Начальник отдела поддержки пользователей. Трогательно заботится о многотысячном и пестром племени подопечных -- словно заканчивала не Бауманку, а педагогический. Самый любимый зверь у нежно лелеющей юзеров Лены -- волк. Странно, правда?

Анатолий Александрович Воронов.
Один из отцов-основателей Гласнета, ныне президент компании. Опыт журналиста крепкой старой школы помогает ему чувствовать Сеть так, как редко удается технарям.

Павел Прокопенко.
Начальник технического отдела. Третий отец-основатель, маг маршрутизации и магистр системного администрирования. Пользуется непререкаемым авторитетом среди тех выпускников МИФИ, которым довелось у него учиться.

Александр Зайцев.
Еще один из отцов-основателей и бессменный технический директор. Мотоциклы, "Машина Времени" и UNIX -- набор увлечений и умений настоящего мужчины.

Андрей Себрант.
Директор по маркетингу. Работает с Гласнетом с 1991-го, и в Гласнете с 1995-го. Лицо Гласнета в Интернете. Физик, рудокоп (gorussia.miningco.com) и просто очень приятный человек. Любит показывать вид из своего окошка всем любопытствующим: www.glasda.ru/window/

Саша Лифанова.
Некоторые пользователи, наверное, специально создают себе проблемы, которые может решить только начальник отдела расчетов -- чтобы пообщаться с Сашей.
А еще она любит тигров и лисиц, и не только потому, что работает с программой FoxBill.

Марина Никерова.
Руководит всей работой с корпоративными клиентами Гласнета. Получается у нее отлично, наверное, незаменимый опыт мамы двух очень активных мальчишек сказывается. А еще у нее есть любимая кошка, с которой так хорошо отдыхать от Интернета.

Марк Напартович.
Начальник отдела веб-технологий. В его команде и дизайнеры, и программисты, и администраторы NT.
А еще у него с женой Женей есть любимое хобби -- www.cooking.ru

Тасенька Мурашик.
Не все лица Гласнета знакомы каждому пользователю. Но Танюшу помнят все, кто приходил в офис зарегистрироваться. Она работает на приеме пользователей с артистизмом человека, до Гласнета увлеченно занимавшегося проблемами анимационного кино.


8 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84