This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура


Художник, о котором пойдет речь, не имеет прямого отношения к net.art; больше того, среди его инструментов Интернет занимает далеко не первое место; но "Стеларк важен для всех, чьи интересы достаточно разнообразны: от body art до новых технологий, от шаманизма до философии личности, от роботов и природы коммуникации до перспектив вида Homo Sapiens". Роберт Эйерс (Robert Ayers).


EVOLUTION


Оля ЛЯЛИНА
olialia@inter.net.ru

На самом деле его зовут Стелиос Аркадио (Stelios Arcadiou), но звучная аббревиатура уже 25 лет является официальным именем и даже значится в паспорте австралийского художника. С начала 70-х перформансы Стеларка, украшающие самые важные художественные и медийные мероприятия, всегда выглядели очень эффектно, даже слишком эффектно. Экстремальные опыты над собственным телом (публичные хирургические операции, гастроскопия или воздействие на мышцы электроимпульсами, которые удаленные пользователи посылают через Интернет) не могли не привлекать внимание толпы, жаждущей зрелищ.

Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве. Но время еще было не то, и интерес к миру вымышленному уступил место опытам с "внутренним" миром.

В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам. В 1975-м сделал три фильма о своем организме: путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким, - они разрушили представления о коже как о барьере внешнего и внутреннего и единственно доступном интерфейсе человека. Body art уже существовал, но не проникал под кожу глубже, чем на миллиметр. Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости. Желудок как выставка.

Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий, и Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу. "У меня не было желания сделать что-то болезненное. Я не был знаком с садомазохистской практикой. Об индийском пирсинг-ритуале я знал, но сам в Индии никогда не был и факиров не встречал. Словом, это не было ни шаманизмом, ни тем более мелодрамой или театром. Ничего псевдодуховного или псевдомедицинского". Обычное исследование функциональных возможностей.

Подобные эксперименты следовали один за другим и по мере совершенствования новых технологий приобретали новое значение. Как приспособить тело и организм человека к скорости и мощностям современности? Как усовершенствовать тело так, чтобы роботы и киборги не смогли его вытеснить? Как оно может существовать в цифровых пространствах? Способны ли мы воспринять себя не как биологическое и метафизическое данное, а как систему, поддающуюся изменениям и расширениям?

Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего - не металлический мачо a la Терминатор-2 или Робокоп, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.

Перформансы Стеларка, в которых задействован Интернет, несмотря на разницу в подаче события, преследуют одну цель - отчуждение тела от себя самого. Скажем, в перформансе Fractal Flash, проведенном в Париже, Хельсинки и Амстердаме, три человека с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге. В Ping Body мышцы Стеларка сокращались посредством преобразованных сигналов юниксового протокола ping.

В последней акции Parasite были задействованы поисковые машины, выискивающие в Сети изображения людей и роботов, которые моментально обрабатывались без участия человека, а Стеларк снова невольно двигался, подчиняясь электроимпульсам и принимая позы, подобные положениям тел на картинках. Мировая компьютерная сеть обернулась внешней нервной системой, отвечающей представлениям Стеларка о разумной и эффективной системе контроля над организмом.

Впрочем, никакие теоретические размышления о людях будущего и опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что дала ему третья рука - Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80-х. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и extra hand оживает. Он пишет EVOLUTION тремя руками одновременно. Extra Hand несовершенна, буква О выходит корявая, но живая. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений. Стеларк пишет ей новые слова. Простые и убедительные.

Сейчас Стеларк готовит человечеству новый подарок - Extra Ear. На его правой щеке появится дополнительное ухо, сконструированное хирургами из его кожи. Оно не будет слышать, но в него имплантируют sound chip. "Это будет говорящее ухо! Оно будет нашептывать всякие пустяки настоящему уху".

Стеларк уже не молод. Даже без фантасмагорического сценического оборудования, в котором он действительно вылитый киборг, Стелиус Аркадио больше всего напоминает Волшебника Изумрудного города, объясняющего Тотошке, что тот очень храбрый пес. Забавный, дружелюбный человек, которому немножко неудобно, что он, к разочарованию собеседника, состоит из плоти, крови и лысины. Что он профессор Питсбургского университета, но высшего образования у него нет, что все его волшебство - простые фокусы. Стеларк все время шутит и смеется, но в электронной переписке не пользуется смайликами. Просто в конце каждого абзаца стоит ха-ха (ha-ha). Не исключено, что эта экстра фраза возникает автоматически.

www.merlin.com.au/stelarc/



8 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84