This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



8Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Бродилка


Еще раз здравствуйте! Давно не виделись. Верите ли, увлекшись играми, мы решили сыграть в "журнал в журнале".
Мы в журнале играем в журнал всерьез уже год, но в "журнал в журнале" сыграть решили лишь теперь. Потому что юбилей, потому что изменение дизайна, потому что это, наконец, нужно и логично. Теперь центральные 32 страницы журнала занимает "Бродилка". В основном она применяется для путешествий по вебу. Но поддерживаются и другие протоколы: телнет, фильмы, музыка, гофер, игры, вейс -- тоже все ложки, дорогие к обеду. Обилие же веб-обзоров требует некоторых пояснений.


Поиски иголки в черной кошке,
которой там нет


Александр ГАГИН,
gagin@inter.net.ru

Если вы давно используете Сеть, то могли обратить внимание, что за последние полгода-год стало гораздо сложнее найти что-то старыми, привычными способами -- теми, что были весьма результативны в 1994-ом. Я легко предложу объяснение этого досадного обстоятельства: количество серверов и страниц в Интернете растет, а нужной информации больше не становится. Поэтому даже если отношение сигнал/шум вроде бы и не ухудшается, то найти все равно ничего нельзя: в навигации важно отношение сигнал/чужой сигнал. Звучит путано, поясню на примере. Представьте себе, что вы ищете иголку где? Конечно. В стогу сена. Неприятно? Если нет достаточно мощного магнита -- очень. Теперь вторая ситуация. Попробуйте найти ту самую иголку в столь же большой куче других иголок. То-то.

Поэтому эффективность автоматических поисковых средств, которые так успешно помогали нам использовать информационные закрома вчера, сегодня сильно упала.

Можно, пожалуй, сказать, что время поисковых систем прошло. Теперь актуальны непрограммные формы организации информации, также известные как editorial content.

Или, может быть, новые поисковые системы. Но их пока на горизонте не видно. Хотя как сказать. Были привычные машины: AltaVista (altavista.digital.com), Excite (www.excite.com), Hotbot (www.hotbot.com), Infoseek (www.infoseek.com), Lycos (www.lycos.com). В России -- "Апорт!" (www.aport.ru), Rambler (www.rambler.ru), Яndex (yandex.ru). Они отошли на второй план. Модные имена -- AskJeeves (www.aj.com), Electric Monk (www.electricmonk.com), Google (google.stanford.edu), NorthernLight (www.northernlight.com). AskJeeves применяет смешанные программно-редакционные формы обработки информации и бывает очень полезен. "Электрический Монах" якобы принимает запросы на натуральном языке (хотя в книге Дугласа Адамса -- откуда было позаимствовано это название -- Electric Monk был описан как устройство, задача которого -- верить вместо человека во всякую чушь). "Гугль" (это слово переводится на русский примерно как квадрильон) применяет к оценке важности документов наукообразный подход: считает индекс цитирования, условно говоря. "Северный свет" появился довольно давно и делает очень полезную и простую вещь -- делит результаты поиска на группы: по тематикам, по доменам. Очень удобно, потому что позволяет лучше и быстрее ориентироваться во множественных результатах поиска программной машины (примерно в ту же область сделал шаг и Infoseek -- он также группирует результаты поиска по серверам). Так что примеры развития есть, но рост эффективности навигации при помощи этих средств сомнителен, а даже если и ощутим, то невелик. А в русской части Сети и таких примеров практически нет. Яndex, по утверждению разработчиков, обрабатывает запросы на "натуральном языке", но, по моим наблюдениям, на результатах поиска это почти не сказывается. Говорят, что следующим большим игроком в области поисковых систем станет компания MediaLinguа (www.medialingua.ru), у которой в запасе есть еще не продемонстрированные публике серьезные технологии. Но и здесь речь не идет о кардинальном рывке в эффективности поиска.

Искалки тужатся, обслуживают запросы, индексируют, а эффективность поиска все падает -- не потому, что поисковые системы плохи, а потому что размер кучи иголок растет -- и какой замечательный магнит не сделай, но ту самую иголку зацепить все так же нелегко. (Кстати, посмотрим, какая из русских искалок первой станет группировать результаты поиска? Это ведь очень удобно!)

Найти иголку можно только посмотрев глазами, поработав руками, подождав, пока кто-то разгребет эту кучу заранее. То есть -- каталоги и прочие приложения редакторских усилий. Yahoo! (www.yahoo.com), MiningCo (www.miningco.com) и наша "Бродилка". Мы, правда, в отличие от больших каталогов, не предполагаем охватить и доли процента Интернета. Объять необъятное, когда оно и есть в некотором смысле ты сам, как-то совсем уж некомфортно. Но внести свой вклад в борьбу с хаосом -- наш, так сказать, гражданский долг. Напоминаем, что Интернет -- новый способ думать.



8 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84