This page is an archived copy on Gagin.ru personal site



6Internet -- ежемесячное приложение к сети
АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
SearchВыходные данныеОбратная связь



Культура



Вечная тема о смерти


Антон НОСИК
anton@inter.net.ru

Как известно, литература не может жить без вечных сюжетов. Публицистика, к сожалению, тоже. Но если в литературных произведениях общность фабулы часто подчеркивает неповторимость авторских трактовок, то в публицистике стократное повторение одних и тех же мыслей утомляет. То есть сначала утомляет. Потом начинает раздражать. Потом просто бесит. Иногда выручает аутотренинг: закрой глаза, расслабь мышцы, дыши глубоко, короткий вдох, долгий выдох. Но чаще помогает трезвый экклезиастовский подход: подумаешь, написали одну и ту же глупость в сотый раз! А разве лучше было бы, если б поднатужились и сочинили какую-нибудь новую глупость?! На старые бредни хотя бы не надо напрягаться, придумывая отповедь, а можно отвечать простой самоцитатой через copy/paste... К тому же читатель у любого издания меняется время от времени. А у интернетовского издания с каждым месяцем потенциальная аудитория растет. Может, для меня какая-нибудь благоглупость звучит банально, поскольку я с ней уже спорил полтора года назад в "Вечернем Интернете" www.cityline.ru/vi/current.htm), а до половины моих сегодняшних читателей отголоски тех давних полемик не дошли, и для них все это внове... А вот Билл Гейтс пишет в известной книжке (www.roadahead.com), что сетевая журналистика в гипертекстовом формате скоро вообще отменит необходимость возвращаться по сто раз к одной и той же теме: будем просто ставить ссылки на прежние выпуски, и пусть читатель идет туда и наверстывает упущенное. Так что осталось только дождаться полного вымирания бумажных текстов и поголовного перехода всех авторов и их читателей на электронный гипертекст...

А это как раз и есть та самая глупость, побудившая меня сегодня взяться за перо. Миф о скором исчезновении с лица земли традиционных СМИ -- как бумажных, так и эфирных -- с полной заменой тех и других Интернетом. Я, честно говоря, серьезно рассчитывал, что эта тема окажется однодневкой (придумали, обсудили и забыли), а она меж тем обнаруживает поразительную живучесть. Каждый месяц находятся все новые авторы (как за океаном, так и в российских широтах), упоенно рассказывающие нам о смерти то телевидения, то радио, то бумажных газет или книг, в связи с выходом на сцену электронных изданий и повсеместным утверждением гипертекстовых стандартов. Сколько ни споришь с этими пророчествами, сколько ни приводишь контраргументов -- любители повторять все ту же давно измочаленную мантру о смерти традиционных СМИ "не вымирают, а лишь сменяют друг друга", как лохи из древнееврейской пословицы.

Давеча в свежем номере дайджеста Rapidly Changing Face of Computing (www.digital.com/rcfoc/) этой теме было отведено пол-выпуска. Ссылки, сноски, цитаты из умных людей, данные статистики... Мертвого могут убедить. Послушайте, например, что говорит Джеймс Адамс, генеральный директор небезызвестного агентства новостей UPI: "Мы являемся свидетелями вымирания традиционных СМИ, которые мы знали в нынешнем веке... Падение доходов и аудитории традиционных СМИ налицо, ошибиться тут невозможно. К 2001 году газеты проиграют электронным СМИ 40% своих доходов от риэлтерской рекламы и 30% доходов от объявлений о приеме на работу." (www.upi.com/corp/news/speech.html)

Агентство UPI -- достаточно солидная и серьезная структура, чтобы в устах ее руководителя эти прогнозы звучали убедительно. Раз уж такие столпы офлайнового истеблишмента собирают чемоданы и устремляются в Сеть -- то издателям и изданиям калибром поменьше уже и деваться некуда... Join the revolution or die, -- говорит коллегам Джеймс Адамс. Умри, Денис.

На самом деле, если копнуть глубже, выяснится, что все не так уж просто. Так же, как в недавнем исследовании ученых из NEC "о несовершенстве поисковых машин" скептик меж строк вычитывает тщательно скрываемую до поры до времени информацию о намерении самой фирмы NEC посоревноваться с "АльтаВистой" и HotBot на рынке искалок -- так и в прогнозе Адамса слышна нотка личной заинтересованности. Исторические слова о скором закате традиционных СМИ предваряли объявление о совместном сетевом предприятии UPI и Microsoft, озаглавленном UPI Knowledge Site (www.upi.com/homepage.html). И вовсе не оттого пустился Адамс на это предприятие, что все иные, офлайновые горизонты его фирмой уже покорены. Скорее наоборот -- в нынешнем десятилетии UPI заметно сдает позиции на "родном" для агентства рынке, теснимое конкуренцией со стороны Associated Press, Reuters, Bloomberg, телевизионных сетей (Fox, NBC, CBS, ABC) и газетных синдикатов. Нет оснований думать, что бремя соперничества оказалось для UPI неподъемным -- все же речь идет о весьма серьезной фабрике информации, которой легче выстоять, чем загнуться. Однако держать единоличное лидерство на рынке со столь разнообразным выбором качественных (и во многом равноценных) предложений -- задача, близкая к непосильной. К тому же из-за конкуренции снижаются доходы агентства, и Адамс вынужден вводить жесткие меры финансовой дисциплины, чтобы предприятие оставалось прибыльным... Отсюда вполне понятно стремление фирмы найти спасительную формулу, "асимметричный ответ", который позволил бы UPI сохранить лидерство за счет изменения профиля. Но это отнюдь не значит, что для любого из существующих сегодня конвенциональных СМИ нет иного способа выжить, кроме как бросаться вдогонку за Адамсом, задрав штаны, как делывал известный забулдыга-подмастерье.

Если же рассматривать общую ситуацию безотносительно к финансовой ситуации UPI на рынке новостных лент, то она выглядит весьма сложно и неоднозначно. С точки зрения рациональной, Интернет имеет бесчисленное множество преимуществ перед бумагой и эфиром -- причем с какой точки зрения на него ни посмотри, эти преимущества совершенно очевидны. Взять хоть те самые объявления о приглашении на работу, упомянутые в речи Адамса. В Америке сегодня дефицит программистских и компьютерных кадров оценивается в 300 000 вакансий. За ближайший год он в самом лучшем для США случае удвоится. Никаких шансов удовлетворить этот спрос своими силами (то есть за счет уроженцев США и Канады) нет и не предвидится; разве что разрешат взрослых программистов клонировать в инкубаторе, что вряд ли. Единственный выход -- привлечение иммигрантов путем увеличения въездных квот, чем два Больших Билла сегодня и заняты. Ассоциация BSA свои советы по изменению иммиграционной политики начала формулировать года три назад, когда Клинтон еще не понимал, чем дело пахнет -- сегодня, когда дефицит программистских кадров приобрел в США масштабы национального бедствия (это слова Клинтона, не мои), BSA даже не надо просить, чтобы соответствующие рекомендации приобрели статус законодательства. Достаточно прислать URL по известному адресу в домене WHITEHOUSE.GOV. Но мы отвлеклись.

Итак, приглашения на работу для программистов, сисадминов, специалистов по СУБД и software engineering имеют тем больше шансов на успех, чем шире ареал географического распространения их публикации. Отсюда напрашивается мысль, что через сервер Анекдотов из России любая американская компьютерная фирма скорее найдет подходящего сотрудника... Почему я взял для примера именно компьютерную отрасль? Просто потому, что она совершенно случайно оказалась самой крупной отраслью американской (а следовательно и мировой) промышленности -- и по обороту, и по темпам роста. Вовсе не потому, что она каким-нибудь боком родственна Интернету. На сегодняшний день в развитых странах единственная отрасль промышленности, не родственная Интернету -- колумбийский наркобизнес. Да и то с серьезными оговорками.

Так что при желании любой из тезисов Адамса можно легко обосновать на конкретных примерах. Но столь же легко обосновать и любые другие тезисы об отмирании. Кому нужен театр, когда есть кино? Кому нужно кино, когда есть видео? Кому нужно видео, когда есть кабельное телевидение? Кому нужны картинные галереи, когда есть JPeG высокого разрешения? Кому нужны книги, когда есть текстовые файлы?..

В конце XIX столетия сэр Уильям Прис, главный инженер британской почтовой службы, заявил: "Телефон нужен американцам. А у нас всегда хватит посыльных". Насчет телефона фанаты Интернета могут сегодня потешаться над покойным консерватором. Зато насчет посыльных -- хороший ответ и Адамсу, и многим другим любителям предсказывать гибель традиционных видов коммуникаций. Что-то я не замечаю, чтобы сегодня, спустя 122 лет после патентования телефона г-ном Беллом, институт посыльных и курьерской доставки куда-нибудь делся. Что-то я не знаю ни одной фирмы, где бы отказ от использования курьеров был бы продиктован какими-нибудь иными, более "прогрессивными" или "техничными" соображениями, чем удручающая бедность, заставляющая попутно экономить на кофе для сотрудников или бумаге для принтера...

Конечно, и газетам, и телевидению придется "подвинуться", уступив Интернету значительную часть как рынка, так и доходов. Но о смерти традиционных жанров СМИ говорить не приходится -- ни сегодня, ни через 20 лет. Свободный рынок определяется спросом, а спрос -- консерватизмом потребителя.

Единственный вид СМИ, которому имело бы прямой смысл умереть -- это конвенциональное радио. Потому что для его выживания вообще нет никаких оправданий. Существующая инфраструктура ретрансляции для радиостанций является обузой, тормозом роста и разорением, а не важной частью производственного процесса (как верстка для газет). К радио не подходит даже традиционный аргумент насчет чтения в машине или автобусе по дороге на работу: автомобильный компьютер Clarion (AutoPC), представленный на ярмарке бытовой электроники в Лас-Вегасе в январе нынешнего года, уже поступил в открытую продажу по 1200 долларов за штуку (не без участия Intel), и гнать через него RealAudio (www.real.com) -- не сложней, чем любой другой поток данных. Но для перевода на сетевые рельсы этой единственной отрасли, где уже созрели и сами СМИ, и аудитория, не созрел сам Интернет: сопоставимое с FM-стерео качество вещания RealAudio недостижимо сегодня ни при модемной связи, ни уж тем более при сотово-модемной. Так что маломощные ретрансляторы радиосигнала и дорогостоящие государственные лицензии на частоту вещания спокойно войдут в XXI век. А с ними -- и газеты, и журналы, и телепрограммы. И информационные агентства, проявившие меньше прыти, чем революционер Джеймс Адамс.



6 FAQСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечтка или копирование запрещены, при цитировании ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997-1998 Журнал "Internet"
Copyright © 1997-1998 Netskate
Netskate E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84