This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






"Роман с нервами"

Классика киберпанка локализована издательством "АСТ"


МУРЕНА
murena@israel.ru

 Уильям Гибсон. Как много в этом звуке для современной американской литературы... Здесь пытливый глаз найдет и тонкие культурные аллюзии, и виртуозную игру на "флейте водосточных труб", и сверхмодную маргинальную тематику, да и сам автор - живой "enfant terrible", последний осколок нонконформистского 68-го года, эхо лондонских блужданий Сида Вишеса и Джонни Роттена - многого стоит.

Если гастролей Sex Pistols нам еще ждать и ждать, то выход на русский язык "киберпанковской серии" мы уже можем радостно отметить. Издательство "АСТ" подарило думающему населению книжную эпопею под названием "Виртуальный мир". Здесь, пока в малом объеме, - всего четыре книги - представлены и ведущие отцы-основатели, и их наиболее удачные эпигоны. Брюс Стерлинг с его "Шизматрицей" (в переводе "Схизматрица" - "Shizmatrix", 1985) и циклом рассказов про механистов и шейперов, Майкл Суэнвик с развязными "Вакуумными цветами" и, конечно, Уильям Гибсон со сборником рассказов "Сожжение Хром" ("Burning Chrome", 1977-1981) и романами "Граф Ноль" ("Count Zero", 1986) и "Нейромант" ("Neuromancer", 1984). Именно "Нейромант" и стал основой всего литературного киберпанка, остальные произведения либо только подготавливали почву (как "Сожжение Хром"), либо развивали успешно начатый прорыв (как "Count Zero" или "Virtual Light").

 Перевод "Нейромант" не совсем адекватен - лучше было бы оставить "Нейромансер", название, в котором болезненная нервность соседствует с испанским циклом "Романсеро", сливаясь в нечто вроде "романа с нервами". Так считал и сам Гибсон - он говорил, что хотел написать урбанистически-героический эпос. В "Нейроманте" же ничего, кроме "некроманта" или "нейронного подобия человека", ухо не воспринимает. Остальные придирки к переводу вполне укладываются в эту схему - "не вполне адекватный, ну да ладно", - чего-то не хватает, но, впрочем, и так хорошо. И ведь действительно - при определенной любви (это ж Гибсон!) и развитом воображении перед читателем разворачивается стремительная панорама футуристического мегаполиса - вид из пикирующего истребителя. Города Гибсона - фуллеровские колпаки для поглощения всевозможной энергии, орбитальные дзайбацу, где потомки растаманов живут рядом с клонированными служащими мегакорпораций, разросшийся индустриальный Баухауз с темными трущобами, улица с грязными забегаловками, в которых когда-то, до войны с русскими, Мальчику Алексу продавали "молоко с ножами".

Люди Гибсона - мультимиллионеры, страдающие кокаиновой паранойей, "джанки" и "фрики", над которыми висит вечная тень Большого Брата террабайтовой информации, люди, которые, как древние кочевники, понимают, что от себя не убежишь, но все равно бегут. Фотоэлементы, за которыми не видно глаз, экзоскелет, скрывающий движения тела, биологические вирусы информации - ваши нервы уже знают, что вы мертвы... Чувства Гибсона - смешайте амфетамин с героином, добавьте немного ЛСД и потом, выждав 15 минут, вкатите овердоз психостимулятора...

Мир Гибсона - панмонголизм. Провинциальная Америка и декадентская Европа с Россией ("я вытащил из холодильника запотевшую бутылку "Московской" - а что мне еще оставалось делать?"). Азия, утыканная сотами в три кубических метра, где ночуют рабочие с вытравленными мозгами...

Техника Гибсона - когда-нибудь Cray-9700 или Onyx Silicon Graphics будут лежать на помойке, и вы там их найдете - и на них сделаете такое.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84