This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Наука дипломатия


Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

Прочитав эту статью и не будучи до того знакомым с одной из лучших игр, изобретенных человечеством за последние полвека - "Дипломатией", вы вряд ли сможете сразу сесть за компьютер (или за стол) и приступить к делу. Как и любая сложная стратегическая тактическая игра, "Дипломатия" требует времени и внимания к себе.

Данная статья призвана объяснить лишь общие принципы "Дипломатии", а также, какие конкретные шаги нужно предпринять для того, чтобы успешно "войти" в сетевое "дипломатическое сообщество". Если тема этой статьи покажется вам интересной, пожалуйста, напишите нам, и мы продолжим разговор о "Дипломатии" в следующих номерах.

Настольный вариант

Общие правила

Настольная игра "Дипломатия" была изобретена в середине 50-х годов неким гением по имени Аллан Галлахер. Галлахер, придумав игру и расписав подробно ее правила, продал ее. С 1976 года все права на игру принадлежат компании Avalon Hill, Inc. В России "Дипломатия" пока так и не прижилась (что не означает, что в России нельзя в нее играть), однако в любом приличным магазине игр на Западе найти ее не составит труда.

Действие "стандартной" "Дипломатии" разворачивается на политической карте Европы начала ХХ века. Карта разделена на провинции, каждая из которых имеет свое название. Семь игроков становятся лидерами семи европейских Держав того времени - России, Турции, Германии, Франции, Англии, Италии и Австро-Венгрии. Каждой Державе перед началом игры выдаются три боевые единицы - армии и флоты (у большой России таких единиц четыре), обладающие одинаковой ударной силой. Армии, естественно, могут передвигаться только по суше, тогда как флоты, кроме морских провинций, могут заходить в прибрежные. В одной провинции есть место только одной боевой единице.

Количество армий и флотов, на которые вы имеете право, равно количеству занимаемых вами "арсеналов" (supply centers). Арсеналом называется провинция, снабженная специальным кружочком (как закрашенным, так и пустым, см. картинку). Все ходы в "Дипломатии" совершаются одновременно. Ход выражается либо в передвижении армии или флота в пограничную провинцию (нападение), либо в стоянии на месте (защита), либо в поддержке нападения другой боевой единицы на провинцию, которая соседствует с местоположением вашей армии или флота. Технически это выглядит так: сидя за столом, вы пишете приказы всем своим боевым единицам, например - [Армия Москва - Украина] или [Флот Балтийское море поддерживает (supports) Армия Варшава - Берлин]. Написав, ждете, пока закончат остальные. Когда все будут готовы, приказы реализуются в любой последовательности, затем решаются конфликтные ситуации. Нападение одной армии при поддержке другой на провинцию, которую защищает всего одна боевая единица (то есть, ее никто не поддерживает), выражается в том, что защитник вынужден покинуть занимаемую им территорию (если идти некуда, то армия или флот снимаются с доски).

Темп (год) игры делится на два периода - осенняя кампания и весенняя кампания. Игра начинается весной 1901 года. Занятый вами арсенал принадлежит вам только с осени этого года (то есть позволяет вам построить очередную боевую единицу). Например, если флот из Неаполя вышел в Ионическое море весной, а следующим, осенним ходом, занял Тунис, то Тунис автоматически становится итальянским арсеналом. Даже если флот покинет Тунис, провинция будет принадлежать Италии до тех пор, пока в осеннюю кампанию не окажется занята кем-то другим (обычно турками или французами).

В настольном варианте игроки обычно заранее оговаривают, что необходимо для того, чтобы стать победителем. Чаще всего, игрок, Державе которого принадлежит больше половины всех арсеналов, считается выигравшим. Договориться, однако, можно как угодно. Настольный вариант игры обычно занимает 10-12 часов полноценной игры нон-стоп.

Как вы уже, наверное, догадались, смысл игры заключается не в передвижении фишек по карте Европы начала века. Суть игры - в общении. Вы никогда не выиграете, если будете играть один. Вам необходимы союзники, и, чтобы одержать верх, вы неминуемо должны стать хорошим дипломатом. Ваши способности правильно выстроить отношения с остальными Державами, с кем-то дружить (до поры до времени), кому-то объявить открытую войну, кого-то подвести в решающий момент, блефовать, угрожать, льстить, вносить смуту и коварно сплетничать - только владение этими пороками и будет в конечном счете свидетельствовать об уровне вашего мастерства и позволит завоевать Европу.

Чтобы играть в "Дипломатию", вам понадобится официально приобретенный игровой пакет от компании Avalon Hill (в который входят и подробные правила):

    The Avalon Hill Game Company
    4517 Harford Road
    Baltimore, MD 21214 USA
    Telephone: 1(800)999-3222 or 1(410)254-9200
    E-mail: Avalon.Hill@genie.geis.com

В России игра пока не продается, русскоязычного ее варианта еще не существует. Вы можете либо привезти ее из-за границы, либо попросить сделать это ваших знакомых, обладатели кредитных карточек легко могут решить проблему, заказав игру через Интернет по адресу: www.tkblack.com/Get_Diplomacy_here/index.html. Стандартный набор обойдется вам в $35 плюс доставка. Аутентичный игровой набор, во-первых, позволит вам играть за столом, во-вторых, будет весьма полезен в сетевой игре. Тем не менее, карту "Дипломатии" вы можете найти по адресам: home.sn.no/~arannest/dip/diputils.htm
www.diplomacy.org.uk/dipmap.htm
www.tkblack.com/Diplomacy/map.html

"Дипломатия" через Интернет

"Дипломатия" по сути своей - сетевая игра. Одно дело, когда, сидя вечером в столовой, вы подмигиваете вашему партнеру, намекая, что неплохо было бы выйти и обсудить новые стратегические возможности (и все равно остальные игроки сразу же это заметят). Другое дело - электронная почта. Реальная дипломатия - наука обмена нотами, петициями, жалобами и другими секретными письменными документами. А электронную почту как будто для этого и придумали. Вы не знаете ваших соперников, они не знают вас, все, что вы имеете - письменное заверение от Германии, что этим ходом ее Армия в Бургундии не будет брать Париж! И ваша задача - понять, что же Германия предпримет на самом деле (и послать ей соответствующее письмо).

Именно поэтому "Дипломатия" уже давно перешла в Сеть. Масса сайтов, телеконференций, гайдов, учебников, официальных и частных страниц, посвященных "Дипломатии", появились в Интернете за последние три года. В Сети проводятся соревнования, существует специальная рейтинговая система, "Дипломатия" в Интернете носит очевидный клубно-спортивный характер. Широко известны мастера, такие как Джейк Орион, Энди Шварц или Дуглас Кент, и вам вряд ли удастся сразу же сесть с ними за одну доску. Играя официально, вы автоматически набираете очки, и в зависимости от их количества можете претендовать на тот или иной состав участников.

Полноценная игра по Сети редко отнимает менее трех-четырех месяцев. "Добавить скорости" вы можете, одновременно участвуя в нескольких играх. Общение между игроками происходит на английском языке, поэтому вам необходимо владение им хотя бы в минимальной степени.

Как же устроена игра через Сеть?

Игра - приказы боевым единицам, а также общение между игроками - осуществляется по электронной почте с помощью "судьи" (judge). "судья" - это специальная программа, созданная исключительно для игры в "Дипломатию". Игроки посылают "судье" свои приказы, и в известное время "судья" совершит ходы, в соответствии с правилами решит конфликтные ситуации, о чем и оповестит вас электронным письмом. И так далее.

Итак, "дипломатический" цикл (год) состоит из пяти типов ходов - весенняя кампания, весенний разбор конфликтов (отступление), осенняя кампания, осенний разбор конфликтов (отступление) и зимнее строительство боевых единиц (если есть, что строить). Чаще всего, в игре по электронной почте между активными ходами проходит 48/72 часа, и 24 часа дается на отступления и строительство. Во время между сроками "сдачи приказов" (deadlines) вы можете общаться с остальными игроками. Главное в сетевой игре - не опаздывать со "сдачей приказов". Задержки по вине игроков - бич сетевой "Дипломатии", ведь пока вы не пришлете ваши распоряжения, игра не может быть продолжена. За опоздание вас сначала оштрафуют на 100 очков (это много для рейтинга), а во второй раз могут и выгнать вовсе. Часто игрой, помимо "судьи", управляет "мастер игры" (game master). Не принимая участия в самой игре, он следит за ее развитием и помогает участникам. Если, предположим, вы хотите уехать на выходные на дачу и не можете не пропустить один из deadlines, поставьте об этом в известность "мастера игры". Так вы можете избежать штрафных очков и сохранить интересную партию.

Вот список нескольких "судей", действовавших на момент написания этой статьи:

Первым делом, пошлите одному из "судей" письмо, в "теле" которого укажите "get package". Вы получите набор текстовых файлов, которые хорошо бы распечатать и внимательно прочесть. Теперь вам надо зарегистрироваться у "судей". Сейчас, с развитием "Дипломатии" на WWW, этот процесс значительно упростился, и вы можете легко зарегистрироваться у тех "судей", которые вам наиболее приятны, на сайте Diplomatic Pouch по адресу: devel.igo.org/DipPouch/Email/registration.html. И все же, приведем пример регистрационной формы, которая должна быть послана "судье" (или нескольким, по желанию):

REGISTER
Name: Alexander S. Pushkin
Phone: (7-095) 222-3322
Site: Moscow State University (или что угодно)
Address: 12, 1, Ostozhenka str., Moscow
Country: Russia
Email: pushkin@poetry.ru
Level: Novice, Intermediate или Expert (выберите что-нибудь одно)
Birthdate: June 6, 1799
Sex: Male
END

Теперь вы можете приступать к поиску вакансии в игре. Для этого на сайте evel.igo.org/DipPouch/openings/openings.html (или, если с сервером Diplomatic Pouch, не дай Бог, что-нибудь случилось, то w.ii.uib.no/~bjornts/openings/openings.html) выберите заинтересовавший вас вариант, запишитесь - и играйте на здоровье. К сожалению, в рамках одной статьи мы не можем объяснить все особенности сетевой игры или значение каждого символа "дипломатического" языка. На WWW вы найдете всю необходимую информацию (список полезных адресов дан ниже). Мы же расскажем, какие типы общения между игроками возможны в сетевой игре.

Диалог Коммуникация между игроками на сетевом "дипломатическом" жаргоне называется press. Press - это все сообщения в рамках игры, кроме собственно приказов боевым единицам. Существует несколько вариантов общения между игроками. Прежде всего, по степени их анонимности:

    1. Вариант "Канонерка" (Gunboat). Самый распространенный вариант, когда вы не знаете, кто играет за ту или иную Державу, то есть у вас нет адресов электронной почты остальных игроков. Все общение в этом случае происходит исключительно через "судью".

    2. Вариант "Не-канонерка" (Non-Gunboat). Соответственно. Вы получаете возможность переписываться с игроками, минуя "судью". Естественно, в этом случае вы можете переписываться и на другие темы. Кроме того, нет необходимости в совершенстве владеть языком "судьи".

    Во-вторых, по степени открытости Державы собственно в общении и доступа к посторонним переговорам:

      1. "Белый" (White) вариант. Открытый (и самый лучший) вариант игры, в котором "судья" правдиво сообщит вам, от какой Державы пришло письмо.

      2. "Серый" (Grey) вариант. "Судья" не сообщит вам, от какой Державы пришло письмо. И вас будет мучить дополнительная проблема - кто же написал на самом деле письмо, подписанное, скажем, Италией.

      3. "Разговорный" (Partial) вариант. Сообщение может быть послано как одной, так и нескольким Державам. Что нормально и естественно. Кому захотите - тому и напишете.

      4. "Вещательный" (No-Partial) вариант. Сообщение, написанное вами, скажем, только для Англии, неминуемо попадет в руки остальных Держав. Реально вы начинаете общаться больше, но уединенно договориться с Турцией о разделе Германии будет затруднительно.

      5. "Фальшивый" (Fake) вариант. Не очень распространенный, но любопытный вариант, где вы можете развлекаться со списком адресатов. Здесь письмо Австро-Венгрии и России может выглядеть так, как будто оно послано исключительно России.

      Наконец, существует "тихий" (NoPress) вариант игры, где общение между игроками запрещено вовсе. Он может быть полезен в самом начале, просто для того, чтобы окончательно уяснить, как делать ходы через "судью". Однако в этом варианте полностью пропадает суть игры, ибо как же можно вступать в союз, если вам заклеили рот скотчем. Пропадает столь необходимая в "Дипломатии" роскошь человеческого общения.

Полезные сайты "общедипломатического" содержания на английском языке:

Полезная информация для начинающих играть по электронной почте:



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84