This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






Герберт Уэллс умер. Да здравствует Герберт Уэллс!


Миша ФИШМАН
fishman@observer.ru

В "Войне миров" прибытие первого цилиндра с Марса застает рассказчика за работой над статьей "о развитии нравственности вместе с общим прогрессом цивилизации". Вторжение марсиан помешало автору закончить статью - она не написана и по сей день. Апокалиптическое появление мерзких существ предстало на суд читателей в 1898 году. "Война миров" - самый известный роман Уэллса - кроме того, что ввел марсиан в обыденную жизнь ХХ века, наполнен тремя основными эмоциями: ощущением предрасположенности мира к Большой Войне (она случилась через 16 лет); научным интересом к познанию вселенной; и, наконец, жесткой критикой колонизаторской политики европейских держав рубежа веков. Люди-туземцы не справились с марсианами-колонизаторами. Люди слабее и недоразвитее. Чудовищ сгноили вирусы - так в Индии английские колонизаторы страдали от малярии и чумы.

Уэллс был социалистом, по крайней мере, считал себя таковым. Если Жюля Верна можно назвать научным фантастом в полном смысле слова (может ли "Наутилус" плыть? Может ли долететь до Луны снаряд? Будет ли работать аппарат Робура-Завоевателя?), то Уэллса техническая сторона дела интересовала меньше всего. Машин времени не бывает, писатель в курсе. Зато морлоки - они же йеху - замученный, грязный, жестокий и падкий на человеческое мясо народ-пролетариат - могут появиться в любой момент. Нет человека-невидимки. Физическое тело станет невидимым, если оно не будет отражать, поглощать или преломлять световые лучи. Но тогда человек- невидимка будет, как минимум, слеп - если сетчатка глаза не ловит луч, как она может "задержать в себе" изображение? Нет невидимки - есть индивидуалист на военном положении, а война съедает душу. Долой одиночество, хотя ополчившееся на Гриффина общество тоже, в общем-то, так себе. В каждом романе Уэллс думает о классовости - как правильно разделить общество таким образом, чтобы всем было хорошо? При этом, как и положено большому писателю, Уэллс часто противоречит сам себе. Навеянный "Легендой о Франкенштейне", замечательный роман "Остров доктора Моро", конечно, не про вивисекцию, а про то, возможно ли окультурить, очеловечить, "поставить на ноги" деклассированных, безграмотных сограждан. Роман дает отрицательный ответ, что как-то плохо вяжется с социалистическим пафосом писателя. Уэллс три раза был в России, встречался с Лениным и Сталиным - прочти они "Остров доктора Моро" повнимательней, они, возможно, отказали бы ему в аудиенции.

Интерес к творчеству Уэллса не угасал в течение всего ХХ века, еще при жизни писателя (Уэллс умер в 1946 году) популярность его была огромной и легко вышла за пределы собственно литературы. Самый громкий скандал о воздействии СМИ на массовое сознание тоже связан с его именем: 30 октября 1938 года молодой режиссер Орсон Уэллс (еще не прославившийся "Гражданином Кейном") осуществил радиопостановку "Войны миров". Поданный в виде радионовостей, аудиоспектакль вызвал массовую панику в Нью-Йорке (вот он - истинный успех) - люди поверили в нашествие марсиан на землю. Слава Богу, обошлось без жертв, но в результате в Америке были ужесточены законы радиовещания. (Мир, все же, невозможно тесен - год спустя Герберт Уэллс, заблудившись в дорогах Техаса, остановил машину, чтобы спросить дорогу у прохожего. Так он лично познакомился с Орсоном Уэллсом.)

Фантастические романы Уэллса исключительно кинематографичны, хоть и требуют спецэффектов и соответствующего бюджета. Если "Остров доктора Моро" отлично вписался в эстетику фильма ужасов 30-х годов ("Остров потерянных душ" режиссера Эрла Клентона, 1933), то "Война миров" была впервые экранизирована в 1953 году, в разгар "холодной войны". Тут выяснилась любопытная особенность прозы Уэллса - его образы, сюжеты и идеи культура всегда с легкостью адаптировала под идеологические нужды времени. В фильме 1953 года под маской жестокого марсианина угадывался уже не белый колонизатор конца ХIХ века, но русский солдат, нацеливший свои ядерные ракеты на столицы мира.

Очевидно, что в наше время, 90-е годы ХХ века, Уэллс востребован, может быть, даже больше, чем когда-либо. Пример тому - небывалый успех фильма "День независимости", кассовые сборы которого прошлым летом в течение нескольких недель превысили 300 млн долларов. Если бы писатель знал, что ровно через сто лет ему суждено стать провозвестником американской политической корректности, а "Война миров" обернется "Кубанскими казаками" образца США 96, он, возможно, отказался бы публиковать роман. Американская культура - самая массовая из всех культур - растеряла всех своих врагов. Марсиане теперь - просто марсиане, и их функция отныне сводится к сплочению народов мира под триколором "патриотизм, гражданственность, семейность" в руках Президента США. Нечто похожее произошло и с "Островом доктора Моро" в последней одноименной экранизации Джона Франкенхаймера (Моро сыграл Марлон Брандо, его помощника - Вэл Килмер). Кроме того, что зверолюдям, как и положено в современном sci-fi кино, встроили чипы, болью реагирующие на нажатие кнопки "усмирителя", сами зверолюди превратились в секту наподобие недавно нашумевшего самоубийством в Калифорнии культа "Небесные Врата", а гуманизатор-вивисектор Моро приобрел черты Дэвида Кореша и Маршалла Эпплуайта. Нам лишь остается "политкорректно" пожалеть членов культа - гиено-свинью и человека-леопарда, - не виноватых в приключившихся с ними несчастиях.

В 1905 году Герберт Уэллс написал роман-трактат "Современная утопия". Вместо социальных классов в идеальном государстве Утопия существуют "классы Ума". Их четыре: поэтический, аналитический, тупой и пошлый. Всякий, кто докажет, что принадлежит к одному из двух высших классов, может присоединиться к управлению государством. Про этот роман сейчас никто не вспоминает. Может быть, время еще не пришло?..

Отрывок из рассказа "Новейший ускоритель"


Герберт Уэллс в Сети

Книги

Фильмы

    www.cannery.com/Drmoreau/ - сайт, посвященный последней экранизации "Острова доктора Моро" режиссера Джона Франкенхаймера (1996). Дизайн сайта разработала группа Canned, поэтому страница сама по себе- произведение искусства. У вас даже есть возможность поставить эксперимент в области генной инженерии.

    www.geocities.com/Hollywood/6531/- фильм "День независимости" (1996) в Сети. Огромное количество кадров, аудио- и видеосэмплов, рецензий и ссылок на аналогичные творения. Хорошо чувствуется уверенная рука фанатика.

Радио

    www.uib.no/people/midi/soundtrackweb/herrmann/rec/r_mt538.html - на этом сайте вы можете найти аутентичную запись радиоспектакля "Война миров", поставленного Орсоном Уэллсом в ночь с 30 октября на 1 ноября (праздник Хэллоуин) 1938 года. Здесь же можно заказать пластинку или компакт-диск с этой трансляцией и познакомиться с другими радиотворениями Mercury Theatre.


Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84