This page is an archived copy on Gagin.ru personal site




АрхивРеклама в журналеКнига отзывов
ПодпискаВыходные данныеОбратная связь






www.СМИ.com


Антон НОСИК
anton@cityline.ru

Соотношение между спросом и предложением на информационном рынке - пожалуй, одна из самых серьезных и неразрешимых загадок современности. Прежде всего, потому, что ни та, ни другая величина не являются постоянными. Спрос на информацию в различных ее ипостасях возрастает по мере появления потенциальных потребителей. Очевидно, что до того, как телевизор превратился в привычный прибор бытовой техники, спрос на телевизионные новости отсутствовал- равно как и предложение. Создание телевизионных новостных служб в отсутствие телезрителей было бы делом совершенно бессмысленным, а потому и не практиковалось.

Но и после того, как телевизоры появились в миллионах домов, ситуация не слишком упростилась. Что должно было возникнуть раньше- курица зрительского интереса к телевизионным новостям или яйцо этих самых новостей? Трудно поверить, что можно найти простую формулу для однозначного ответа на этот вопрос. Причем не только в отношении телевидения, но и применительно к любой другой из известных человечеству информационных технологий. И Интернет здесь не составляет никакого исключения.

Очевидно, что до самого дня превращения глобальной компьютерной сети в онлайновое государство с многомиллионным населением, потребности в электронной прессе ни у кого на свете не возникало. Да и после того, как Интернет стал местом культового вавилонского столпотворения, спрос и предложение на услуги сетевой прессы появились там не в одночасье. Другие уникальные возможности Сети тоже манили вновь прибывших жителей киберпространства - электронная почта, публикационные средства Паутины, системы интерактивного общения в режиме реального времени, Internet Phone и иные средства конференсинга, онлайновые игры и сообщества... Сеть притягивала своих обитателей не столько повторением физических событий в виртуальном мире, сколько новизной и неповторимыми фантастическими возможностями. Поэтому можно смело утверждать, что значительного платежеспособного спроса на электронную прессу население Интернета как не предъявляло в 1995 году, так и не предъявляет и по сей день.

Тем не менее, довольно скоро такая пресса зародилась. Инициатива тут явно исходила со стороны публикаторов, пожелавших оказаться в нужное время в авангарде информационной революции. Уже в начале 1996 года статистический дайджест "Internet Index" сообщал о наличии в Сети электронных версий трех ежедневных газет из одной только Исламской республики Иран. В те же времена общее число электронных изданий в Интернете приближалось к тысяче, причем их распространению нисколько не препятствовали государственные границы или языковой барьер. В списке газет и журналов, присутствовавших в Сети уже в первой половине 1996 года, можно было видеть такие названия, как "The New York Times", "The Washington Post", "The Boston Globe", "Известия", "Независимая газета", "КоммерсантЪ", "Le Monde", "The Guardian", "The Economist", "Der Spiegel", "The Jerusalem Post" и прочие. Не оттого, вероятно, что читатели этих газет и журналов сплошь перебрались в Интернет и отказались впредь читать любимые издания в печатном виде, а исключительно потому, что издатели в полной мере осознали необходимость создания Интернет-версий и освоения киберпросторов...

Одновременно с переходом в Сеть бумажных публикаций полным ходом шел процесс возникновения в Интернете независимых изданий, электронная версия которых существовала помимо, а то и взамен физической. Учредителями подобных чисто виртуальных информационных структур выступили концерны и корпорации, работающие на стыке компьютерной, издательской и новостной индустрий. Среди них можно назвать издательские дома Ziff Davis, Mecklermedia, HotWired, компьютерную сеть C|Net (учрежденную создателем Microsoft Полом Алленом в партнерстве с корпорацией Intel), компанию Yahoo!, провайдерскую фирму America Online и другие не менее знаменитые в Интернете структуры. В России активной сетевой издательской деятельностью с давних времен занимались АО "Релком", "Инфоарт", "СОВАМ Телепорт/Россия-Он-Лайн", "Агама", "Невалинк"; осенью 1996 года издательство "ИЦ-Гарант" приступило к выпуску электронного "Zhurnal.Ru"; к началу нынешнего года началось строительство информационного сервера на базе московского провайдера "Ситилайн".

Одновременно с вхождением на сетевой инфорынок компьютерных и издательских магнатов начался процесс бурного развития электронных средств массовой информации под давлением "снизу". По мере того, как в Сети появлялось все больше пользователей гуманитарного склада, стремительно осваивавших несложные премудрости гипертекстового творчества и строительства серверов Паутины, в Интернете, как грибы после дождя, начали возникать индивидуальные электронно-издательские и информационные проекты, создаваемые публикаторами-одиночками без участия и поддержки корпоративных учредителей. Среди самых ранних примеров таких проектов можно назвать серверы дизайнера Темы Лебедева, программиста Константина Окраинца и системного оператора Аси Патрышевой. Да и сайт автора этих строк,- ежедневная рубрика "Наши Сети"- хоть и повторял уже вышедшие на бумаге заметки, был целиком создан вручную, без участия той газеты, где эти заметки появлялись... Из недавних "личных" информационных проектов можно назвать персональный сервер именитого санкт-петербургского писателя Александра Житинского.

Одиночки русской Сети, за крайне редкими исключениями, рано или поздно либо объединялись в сетевые сообщества, либо вливали свои информационные ресурсы в крупные концерны. Так, сервер анекдотов Димы Вернера, "Паравозов-news", "Вечерний Интернет", "Сеновал" и другие периодические издания финансирует корпорация "Нетскейт", за "Русские кружева" Житинского платит компания "Невалинк", а десятки других одиночек из числа электронных издателей объединены в такие сообщества, как "Кулички", "Перекресток", "Томкотик" и "Zhurnal.Ru". Единственный сохранившийся пока вид индивидуальной трудовой деятельности на русском сетевом инфорынке- "вебозрения" (так на сетевом сленге называются обзоры веб-сайтов). Даже если они и размещены на коммерческих серверах (как "Обозления Ламмера" на сайте информационного агентства "Курсор", или "Политика" и "Мысли Великого Дяди" на сервере "Ситилайна"), это совершенно необязательно означает, что провайдер их присутствия в Паутине выступает спонсором или учредителем вебозрения. Впрочем, рано или поздно одиночество утомляет даже самых независимых по духу обозревателей, и они стремятся стать частью более крупной структуры- либо ради чувства локтя, либо из понятных финансовых соображений...

Стоит подробнее остановиться на жанре вебозрений, его происхождении, сегодняшнем состоянии и перспективах развития. Очевидно, что потребность осмыслить сетевые события, выразить к ним собственное отношение и поделиться им с аудиторией одновременно возникла у многих десятков обитателей русского Интернета. У тех, кто сам не в силах был додуматься, такое желание появилось при чтении чужих опусов. С тех пор, как минувшей осенью Иван Паравозов выложил на сервер www.ok.ru первые свои заметки, возникновение по всей русской Сети новых обозрений и обозревателей приобрело характер эпидемии. И здесь инициатива исходила сперва от самих публикаторов и обозревателей. Скоро читатель сам начал предъявлять спрос на подобного рода литературу, и многие сетевые информационные империи начали создавать на своих серверах рубрики вебозрений просто потому, что видели в них источник раскрутки своего имени и уже существующих собственных ресурсов. Сезон "охоты за головами" вебозревателей, вероятно, не прошел и по сей день: каждую неделю в русской Сети возникают все новые рубрики такого рода, причем как "самопальные", так и корпоративные.

Встречный процесс угасания веб-обозревательского бума, о котором так давно и настойчиво предупреждают нас некоторые аналитики русской Сети, так и не начался по сей день. Прервались, выдержав три выпуска, "Хроники времен Елизаветы", погибла под колесами виртуального авто незабвенная "Катя Деткина", на шестом выпуске сошла с дистанции хакерская "Неть"; но на их место с каждой неделей приходят новые авторы, полные трудового энтузиазма и готовности писать, с зарядом бодрости на много выпусков вперед и боевым задором, которого, вероятно, при грамотном расходовании хватило бы на целый электронный журнал. Возможно, сегодняшнее поветрие однажды и сгинет бесследно, а от многообразия существующих сейчас обзоров останутся лишь пухлые архивы, но сегодня число русских вебозрений упорно стремится к двум десяткам, и читательский интерес к ним не ослабевает. Одновременно возник довольно занятный феномен гостевых книг, где выражает свои мысли более или менее постоянный авторский коллектив, не готовый пробовать свои силы в ведении регулярного сетевого издания, но наделенный в полной мере всеми необходимыми для этой работы способностями и общей сетевой эрудицией. Теперь многие гостевые книги не менее популярны, чем те вебозрения, при которых они создавались...

Примечательно, что успех сетевых обозрений и других узкотематических сетевых СМИ ("Анекдоты Вернера" и "Анекдотное кафе на Куличках", ресурсы "Томкотика", проекты Алексромы, кинохроники Макса Смолева, "Сеновал", "Гонец", "Москва пешком", "Страна советов", "Информационная система массового поражения", музыкальные серверы и прочее) не распространяется на э-рналы (e-zines, электронные журналы), несмотря на их обилие в русской Сети. Возможно, этот факт объясняется тем, что лишь незначительный процент сетевых изданий этого жанра существует исключительно в электронном виде- большинство известных русских сетевых журналов доступно на бумаге в киосках ("Огонек", "Компьютерра", "HardnSoft", "Мир Интернет", "Internet", "Connect!", "Птюч" и др.).

Примечательно, что на сайте "Zhurnal.Ru", бумажная версия которого сильно отличается от электронной, наибольшей популярностью пользуются сетевые разделы, не попадающие в бумажную версию. Но даже журналы, выходящие исключительно в Сети, трудно по популярности сравнить с вебозрениями. "Перекрестку", в этом смысле, не подходит название э-рнала, хотя так его обзывают сами учредители "дайджеста сетевого сообщества". Все-таки журнал (даже электронный) подразумевает определенную периодичность, наличие заявленного издателя, редколлегии, авторского коллектива, единой тематики и ориентации на определенную читательскую аудиторию - а на сайте "Перекрестка" ничего подобного не отмечается. Здесь, скорее, действуют принципы Ноева ковчега, с таким успехом апробированные в свое время на "Куличках".

В заключение остается сказать о влиянии электронных СМИ на судьбу их бумажных и эфирных собратьев. Похоже, что влияние это, если и существует вообще, является в лучшем случае маргинальным и незначительным. Конечно, в теории электронная версия призвана способствовать увеличению популярности невиртуального издания- за счет анонсов, рекламы и приобщения новой аудитории. Однако на практике пока не приходилось слышать о бумажных изданиях, которыя бы "поднялись" благодаря электронной раскрутке. Точно также неизвестны примеры негативного влияния электронных СМИ на популярность их бумажно-эфирных прототипов. Расхожий миф о "переманивании" читателей, телезрителей и радиослушателей из реального мира в киберпространство до сих пор не нашел себе внятного статистического подтверждения. И, скорее всего, ему не суждено подтвердиться. И понятно почему- ни одно статистическое исследование по сей день не доказало, что "сетеголовые" читают в единицу времени меньше бумажной литературы, чем их не подключенные к Интернету собратья. А успех книготоргового сервера Amazon.Com, который является, вероятно, самым удачным коммерческим предприятием сегодняшней Сети, убеждает в обратном: как некогда мифический советский народ, обитатели Сети наших дней являются самой читающей категорией жителей Земли. И едва ли Интернет когда-нибудь отучит их от этой привычки.



Ваше имя:   E-mail:
Как вам материал?
Хороший   Так себе   Плохой
А длина?
В самый раз   Перебор   Слишком мало  
Ваше мнение:


АрхивСледующий материалКнига отзывов
К оглавлениюПредыдущий материалОбратная связь

Журнал "Интернет". Регистрационное свидетельство Госкомпечати РФ N. 016370 от 16.07.1997 г. Распространяется через сети розничной торговли, через компьютерные сети, а также путем подписки. Мнение редакции по тем или иным вопросам может не всегда совпадать с мнениями авторов. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке ссылка на журнал "Интернет" обязательна.
Copyright © 1997 Журнал "Internet"
Copyright © 1997 Netskate
E-mail: imag@netskate.ru
Телефон: 245-45-84